Проявления тревожности у детей в возрасте 2-6 месяцев

Другая психология » Проявления тревожности у детей в возрасте 2-6 месяцев

Страница 4

К.Хорни в качестве базовой структуры выделяет потребность в безопасности и необходимость ее удовлетворения, которое обеспечивается родителями. Базовой безопасности противостоит базовая тревога, как результат неудовлетворения потребности в безопасности. В результате родительского (в первую очередь материнского) поведения формируется индивидуальная структура соотношения базовой тревоги и базовой безопасности, определяющая стратегию развития личности.

Тревожность может сопровождаться страхом. По мнению западных исследователей, тревога у детей первого полугодия жизни индуцируется потерей физической защиты, тепла, громкими звуками. Основным отличие тревоги от страха является то, что тревога ориентирована на будущее, в то время как страх отражает актуальную угрозу.

У детей в возрасте 2-6 месяцев состояние тревоги недостаточно дифференцировано. Наибольший интерес в этом возрасте представляет возникновение тревоги «незнакомого человека».

Підпис: Приводим выдержку из письма матери: «My daughter … for the most part, won't let anyone hold her but me! Sometimes she will let my husband hold her, but usually, if I am in the room, she will make it clear that she wants me. She will let her 7-year old sister hold her some, and other kids, but no other adults! She instantly bursts into tears if we try. It's driving me nuts! Any suggestions? I am home with her full-time. I feel like I can't leave her with a baby-sitter or get help from anyone else. Thanks».

В описанном случае ребенок не позволяет другим членам семьи держать ее на руках, что вызывает опасения у ее матери. Данное состояние часто отмечается у детей уже в возрасте 5-6 месяцев и является общим для младенцев до 9 месяцев. Это нормальное явление. Для его преодоления играет важную роль демонстрация матерью доверия «незнакомцу», ее присутствие в комнате во время первых контактов, постепенное введение «незнакомца» в круг объектов, позитивно воспринимаемых ребенком.

Известный американский педиатр Т. Бразелтон пишет: "stranger anxiety represents a big burst in intellectual development, because the child … suddenly realizes that there's a difference between mommy and her sister, or daddy and his brother, or somebody really close. It's like a revelation, wow, I can tell the difference! Of course it becomes critically important to them, so when daddy's brother, or daddy's father or mommy's mommy comes into the room they look at them, see the difference, and then register it by stranger anxiety." Сходной позиции придерживаются отечественные специалисты.

На выраженность страха «незнакомца» влияют как социальные факторы (семейные традиции, число членов семьи), так и факторы близости матери и ощущения безопасности: улыбающийся и уходящий незнакомец воспринимается ребенком более спокойно.

Умение различать «своих» и «незнакомцев» связано с формированием привязанности "Attachment-in-the-Making" (6 недель – 6 месяцев) как дифференцированного ответа на заботу близких: контакт с родителями уменьшает проявления дистресса.

Интерес представляет сравнение проявлений тревоги, связанной с присутствием незнакомца у детей первого года жизни разной культурально-этнической принадлежности. Так, среди детей племени зан/твази (северо-западная Ботсвана) реакции на незнакомца включали прижимание к матери, крик, отворачивание, пристальный взгляд на мать, сморщивание лица, гримаса, улыбка, смех и прикосновение (Konner (1972). У детей западных стран реакции на незнакомого человека включали: спокойствие, гримаса неудовольствия, недовольный взгляд, плач. Дети в большей степени негативно реагировали на взрослых незнакомых людей, чем на незнакомых детей (Lewis and Brooks 1974).

Таким образом, проявления тревожности у детей первого полугодия жизни достаточно разнообразны и носят адаптивный характер. Знание закономерностей развития стрессовых реакций у детей этого возраста необходимо как детским психологам, так и врачам-педиатрам.

[1] Может проявляться уже с 5-6 месяцев (см. далее по тексту)

Страницы: 1 2 3 4 

Читайте также:

Профориентация на современном этапе
Можно выделить ряд направлений, способствующих решению практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения. К ним относятся: система профориентации, вооружающая школьников необходимыми знаниями для ориентации в ...

Методы педагогической психологии
В педагогической психологии используются все те методы, которые есть в общей, возрастной и многих других отраслях психологии: наблюдение, устный и письменный опросы, эксперимент и другие, но только здесь они применяются с учетом возраста ...

Особенности забывания и хранение информации
Хранение - забывание - это процесс памяти, который заключается в селекции информации, которая должна остаться в памяти и которую необходимо стереть. Этот процесс с физиологичной точки зрения зависит от прочности временных нервных связей в ...