Бессознательное и архетипы.

Страница 2

избыточной защищенностью, которая в действительности лишь препятству-

ет нормальной приспособляемости, реальной адаптации.

Символ – маска, одежда.

2.Тень – скрытые дурные животные качества личности (социально нетерпимые). Сознание тени необходимо личности для сознания собственного несовершенства, однако тень представляет собой сплав личностных характеристик и психических потенций, о которых человек не имеет никакого представления. В результате того, что тень содержит неприятные и неприличные качества личности, целомудренное эго не может допустить эту информацию в сознание. Выражается тень с помощью снов с явно неприличным или криминальным содержанием. Из-за неспособности увидеть свою тень часто у людей в жизни возникают проблемы в общении, страдания. Тень заставляет человека относиться к некоторым людям враждебно следующим образом: все то, что он не в силах распознать в себе, он отчетливо видит в другом, и это его, как правило, сильно раздражает. Из этого К. Юнг сделал вывод, что тень является к человеку спроектированной. Это означает, что бессознательное качество самого себя вначале опознается на внешних объектах. Под воздействием спроектированной тени человек может сильно ненавидеть и обвинять других людей, не чувствуя за собой вины. Осознание же своей истинной тени может вызвать замешательство и даже депрессию. Поэтому делать бессознательную тень человека осознанной необходимо мягко и постепенно. Существует еще и так называемая коллективная тень. Она выражается в устойчивой ситуации межнациональных конфликтов. Однако К. Юнг не считал тень исключительно отрицательным архетипом. Напротив, он даже выделял тень положительную. В такой тени заложены положенные бессознательные потенции личности, которые не смогли по некоторым причинам реализоваться в действительности. К. Юнг рассматривал тень как источник жизненной силы, творческого начала.

Символ – Сатана, Гитлер и т.д.

Также нужно отметить, что К. Юнг верил в существование так называемые вещие, предупреждающие сновидения. В этом случае бессознательное на своем образном языке информирует человека о его будущем или о ближайшей смертельной опасности. Здесь также можно привести яркий пример из богатой практики К. Юнга. Речь пойдет об одном его приятеле, который являлся очень рискованным альпинистом-любителем. Однажды этот человек рассказал К. Юнгу свой сон, который сильно встревожил великого психиатра. Он рассказал, что видел, что восходит на очень крутую гору, сначала этот подъем дается очень трудно, а потом легко, он словно взлетал на эту вершину, впадая при этом в сильный экстаз. Однако, добравшись до вершины, он внезапно теряет равновесие, перешагивает через вершину горы и падает в пустоту. На этом его сон обрывается. К. Юнг понял, что бессознательное предупреждало о близкой смерти этого человека в горах. Когда К. Юнг поделился этими мыслями со своим знакомым, что горы будут являться причиной его смерти, то тот не воспринял это всерьез и продолжил свои опасные восхождения. Однако предсказание сновидения сбылось с потрясающей точностью. Полгода спустя, спускаясь с одной очень опасной горы, он в буквальном смысле упал в пустоту, при этом столкнул стоящего под ним горного проводника, потащил его за собой вниз, и оба они разбились насмерть.

Тема бессознательного в аналитической психологии К. Юнга является центральной, но далеко не единственной. К. Юнга также занимал вопрос о различии типов поведения человека. Почему одни пользуются по большей части своим разумом, а другие – чувствами? Почему некоторые люди любят быть на виду и общаться со многими людьми, а другие живут в своей скорлупке, не идут первыми на контакт, любят предаваться мечтам, грезам, несколько отрываясь от реальности? На все эти вопросы отвечает аналитическая психология К. Г. Юнга.

Страницы: 1 2 

Читайте также:

Основные эго-защитные механизмы магического и религиозного мировосприятия
В этой главе мы собираемся рассмотреть гипотезу З.Фрейда о соответствии стадиям организации психики человека стадий организации религии, которые мы вывели в конце предыдущей главы. Наши рассуждения строятся на том, что в числе прочих усло ...

Коррекция недостатков мышления
С позиций психологии сознательное усвоение знаний, в первую очередь, зависит от наличия у учеников соответствующей мотивации. Поэтому на уроке во вспомогательной школе важным является, прежде всего, обеспечение познавательной активности к ...

Основные признаки детского аутизма
(1) нарушение социального развития ( отсутствие интереса к контакту с родителями, другими взрослыми, недоразвитие комплекса оживления, эмоциональной привязанности, улыбчивости). (2) отсутствие речи ( неэмоциональность, недоразвитие). (3 ...