Бессознательное и архетипы.

Страница 1

Главные черты аналитической психологии: разделение психики на индивидуальное и коллективное бессознательное; архетипы как бессознательные образы мифологического содержания, передающиеся по наследству; интроверсия и экстраверсия как психологические типы личности; чувство, мышление, интуиция, ощущение – 4 важные функции сознания, влияющие на образ жизни и поведения человека.

К. Юнг разделял на два класса. Первый класс включает в себя индивидуальное бессознательное, второй – коллективное бессознательное. Под индивидуальным бессознательным К. Юнг понимал бессознательный узнаваемый материал, имеющий явно индивидуальное происхождение. Содержания данного типа бессознательного являются индивидуальным достоянием или продуктами инстинктивных процессов, конституирующих личность в целом. Также индивидуальное бессознательное включает в себя, кроме забытых и вытесненных содержаний, еще и содержания творческого характера. Коллективное бессознательное – самый глубокий уровень личности, который содержит в себе воспоминания и образы, передаваемые по наследству от наших предков. Коллективное бессознательное - это такая психическая система, которая имеет коллективную универсальность и безличную природу, идентичную всем индивидуумам. Своим существованием коллективное бессознательное обязано наследственности; оно не основано на личном опыте и не развивается индивидуально. Содержанием коллективного образования К. Юнг обозначил универсальные психические образы, которые получили название архетипы. Слово “архетип” происходит от латинского типос (печать, отпечаток) и означает определенное образование архаического характера, которое содержит мифологический мотив. Архетипы принадлежат также не отдельной личности, а всему человечеству. Каждая страна имеет свой круг коллективного бессознательного в виде изначальных “психических структур” (архетипов), которые идут из глубины веков, а, следовательно, в них хранится древнейший опыт человечества, обеспечивающий априорную готовность к восприятию и осмыслению мира. Необходимо чувствовать разницу меду архетипами и инстинктами. Архетипы и инстинкты, несмотря на некоторую схожесть, все же совершенно различные понятия и требуют четкого разграничения. Инстинктом являются физиологическим побуждением, и постигается он через органы чувств. Архетипы, в отличие от инстинктов, не затрагивают органов чувств человека абсолютно, а проявляют себя через фантазии и обнаруживают свое присутствие только посредством символических образов. В чистом виде архетипы встречаются в сказках, мифах, легендах и фольклоре. В отношении человека архетип выражается через субъективное переживание, и человек воспринимает их посредством символических архетипических образов. Архетипические образы в психике человека обнаруживают себя через определенные символы во снах, фантазиях, патологических явлениях и т. д. Встреча с архетипическими образами всегда оставляют глубокий след в душе человека, всегда сильно эмоционально окрашена, придает человеку некую силу и энергию, которая в несколько раз превосходит его индивидуальное эго.

Далее мы рассмотрим несколько примеров архетипов и архетипических образов.

1.Персона (маска) – наше публичное лицо, т.е. то, как мы себя проявляем в отношениях с другими людьми. Помимо этого персона защищает наше внутреннее, личное и ранимое естество от прямых воздействий социальной среды. Цель персоны – произвести впечатление на других людей или утаить свою сущность. Иногда человек начинает отожествлять себя с персоной. Как правило, это происходит при очень удачной социальной деятельности. Подобное явление носит крайне отрицательный характер т. к. это приводит к инфляции личности т. е. к разбуханию и отчуждению ее от реальности. Также К. Юнг утверждал, если человек использует этот архетип слишком часто, то он становится неглубоким и поверхностным.

Существуют и другие расстройства персоны, которые несколько отличаются

от описанного выше. Во-первых, это утрата персоны. Такое расстройство де-

лает человека чересчур чувствительным и беззащитным по отношению к лю

бым общественным прикосновениям. И, наконец, назовем еще один вид рас--

стройства, это регидность персоны. В этом случае персона якобы обладает

Страницы: 1 2

Читайте также:

Особенности социальной профилактики детей и подростков с нарушениями в поведении.
Приведение основных принципов и содержания превентивной практики в нашей стране в соответствие с положениями Конвенции о правах ребенка не может быть осуществлено без изучения и критического осмысления международного опыта развития демокр ...

Техника проведения психотерапии
Прежде всего необходимо установить эмоционально-личностный контакт между ребенком и психотерапевтом. При этом особо важное значение придается беседе с ребенком о его радостях и заботах. В то же время внимание ребенка не должно отвлекаться ...

Предпринимательская активность в структуре индивидуальности
Исследования проблем активности в русле теории интегральной индивидуальности достаточно условно можно разделить на два направления: теоретическое и теоретико-экспериментальное. Первое из них связано с концепцией метаидивидуального мира Л. ...