Переживание межличностного конфликта

Проявление эмоций в конфликте » Переживание межличностного конфликта

Страница 2

Каждый конфликтующий человек, так или иначе, пытается понять причины конфликта, объяснить его, чтобы защитить себя от эмоциональных разрушений. Это происходит не в силу особенной активности ума или сознания отдельных индивидов, а в силу, прежде всего, работы механизма эмоционального переключения на причину. «Существенные изменения в протекание эмоционального процесса способно внести познание причинной обусловленности непосредственного эмоциогенного воздействия. Одна и та же физическая боль, например, может вызвать досаду, если мы ее причинили сами себе, возмущение – если она была вызвана чьим-то неосторожным движением, гнев – если мы убеждены, что она была доставлена нам по сознательному намерению. Во всех случаях предметом вторичного эмоционального переживания становится причина воздействия, вызвавшего исходное переживание боли».[21] Развитие эмоционального отношения к человеку зависит от представлений о немеренности его действий по отношению к нам. «Определенное влияние на протекание эмоционального процесса оказывает также признание справедливости, оправданности действий .».[22] Но дело в том, что при сильных душевных переживаниях обнаруживается пристрастность мышления. «Пристрастность процессов мышления, неизбежно наступающая в эмоциональном состоянии, проявляется здесь в том, что мысли о намеренности и законности действий на фоне причиняемого этими действиями зла, поглощающего все внимание, представляются не имеющими значения».[23]

Еще один интересный эмоциональный механизм, несомненно, включается в межличностном конфликте: ответные эмоциональные переживания. В.К. Вилюнас описывает его следующим образом: «В результате переключения .переживаний на целостный образ человека, доставившего нам удовольствие – неудовольствие своим эмоциональным отношением, по отношению к нему возникает «ответное» положительное или отрицательное эмоциональное переживание».[24] Прогрессирующим накоплением взаимообусловливающих «ответных» переживаний объясняются неожиданные негативные «вспышки» в отношениях людей. В.К. Вилюнас считает, что самым эффективным средством предупреждения конфликта служит готовность одной стороны подавлять «ответные» реакции, однако так, чтобы это не выглядело пренебрежением. Эмоциональное переключение через аффективные следы и настроения также играют большую роль в создании «логики чувств», ничего общего не имеющей с формальной логикой. Но, тем не менее, при работе таких механизмов у человека есть свои представления, отдаленно напоминающие причинность. «Способность эмоционального процесса вносить специфические изменения в восприятие субъектом причинных связей действительности обнаруживается в проявлениях, так называемой «логики чувств».[25]

Вероятно, кроме мышления и восприятия, изменения происходят и с прочими познавательными процессами: внимание сосредоточивается на причиняющих боль отношениях, память хранит чрезвычайно яркие конфликтные переживания и т.д. Не продолжая этот ряд, сделаем утверждение, что все познавательные процессы человека настраиваются на конфликтный режим, а эмоциональные процессы обусловливают эту настройку и показывают степень «аварийности» такого режима.

Личность человека в конфликте также настраивается на экстремальный лад. Это выражается в изменениях важнейших личностных образований типа самооценки. Негативные переживания вообще в большой степени свойственны людям с неадекватной самооценкой. Самооценка, являясь ядерным образованием личности, регулирует деятельность и общение человека. При изменениях в самооценке, деятельность либо улучшается по ряду показателей, либо может полностью дезорганизоваться. Всем, наверное, известно, что в состоянии конфликта снижается производительность и эффективность труда, субъективно человек это переживает как нежелание что-либо делать, либо, наоборот, проявляет неэффективную лихорадочную активность.

Мотивационная сфера, видимо, также окрашивается конфликтом. Могут появиться мотивы «переиграть» соперника, «победить» его, «досадить ему»; может появиться установка на сбор информации определенного сорта, например, об оппоненте, его негативных качествах и дурных поступках и т.д.

Страницы: 1 2 3

Читайте также:

Общая характеристика феномена социальной адаптации в психолого-педагогических исследованиях
Рассматривая психологические аспекты деятельности человека, нельзя не обратить внимание на то, что она никогда не осуществляется изолированно от внешней среды. Объекты и явления внешней среды постоянно оказывают определённое воздействие н ...

Восприятие
Познавая окружающую действительность, взаимодействуя с ней, мы встречаемся с предметным миром. Предметы опознаются нами по совокупности их характерных признаков. Восприятие — непосредственное, чувственное отражение предметов и явлений в ...

Техника общения. Методы предотвращения коммуникативных барьеров
Техника общения – это способы преднастройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения, а приемы - предпочтительные средства общения, включая вербальные и невербальные. Прежде чем вступить в общение с другим человеком ...