Восприятие человека

Страница 2

Анкетные данные

, такие как пол, возраст, образование национальность, религия, сфера деятельности и т.п., достаточно сильно влияют на наше восприятие человека. Стереотипные пред­ставления, соответствующие этим характеристикам, как бы подменяют реальный образ воспринимаемого человека, создавая очень часто при восприятии человека искаженное представление о нем. В то же время необходимо знать, что полностью устранить влияние анкетных данных на восприятие человека окружением невозможно. Поэтому, вступая в контакт с окружением, человек должен предвидеть то, как он будет восприниматься с учетом его "анкетных" характеристик. Это может существенно помочь ему реалистично и более успешно построить свое взаимодействие с окружающими.

Три группы характеристик воспринимаемого человека отражают то, каким человек предстает окружению. Однако это не значит, что все в окружении его воспринимают совершенно одинаково в соответствии с его характеристиками. Например, одна и та же манера одеваться может вызывать у разных людей разное представление о человеке. И это связано с тем, что восприятие человека зависит также и от характеристик восприни­мающего.

То, как воспринимающий смотрит на воспринимаемого человека, находится под влиянием двух групп характеристик воспринимающего:

• уровень глубины видения ситуации;

• личностные и социальные характеристики.

В одном и том же явлении одни люди способны увидеть только его отдельные, упрощенные и поверхностные характери­стики. Другие видят явление более глубоко, воспринимая его и описывая через более сложные характеристики. Например, при восприятии человека первые увидят его

внешние данные (вне­шний вид, манеру говорить, отдельные жесты и т.п.), вторые же увидят отдельные черты характера (добрый, завистливый, самоуверенный и т.п.). Существует и более глубокая сте­пень восприятия, когда формируется картина из совокупности нескольких характеристик как позитивного, так и негативного планов, находящихся между собой в определенном соотношении (добрый, но ленивый, завистливый и способный и т.п.). Лично­стные и социальные характеристики воспринимающего в основ­ном проявляются в терпимости к неопределенности, в готовнос­ти открыто и непредвзято воспринимать явления, априорно доб­рожелательном восприятии человека и т.п. Люди, у которых больше уверенности, больше терпимости к новому и неясному, более способны к восприятию новых людей. Наоборот, люди закомплексованные, с однозначным взглядом на явления вос­принимают других с трудом и неадекватно реальности. Они склон­ны приписывать им те черты и характеристики (преимуществен­но отрицательные), которых у них нет, и наоборот - не видеть многие черты, которые имеют позитивный характер.

Восприятие человека в значительной мере зависит от того, в какой ситуации оно происходит. Выделяются три аспекта ситуации, которые оказывают заметное влияние на восприятие. Во-первых, - это место, в котором происходит встреча. Напри­мер, неформальная обстановка и неформальные места встречи больше располагают к более широкому, часто позитивному и дружескому восприятию. Во-вторых, восприятие человека зависит от того, по поводу какого дела или в связи с чем состоя­лась встреча. Если событие, в рамках которого состоялась встре­ча, имеет для воспринимающего большое положительное значе­ние, то и его восприятие человека, с которым состоялась встре­ча, может быть соответственно более положительным, чем если бы он встретил его в обычной производственной ситуации. В третьих, большое влияние на восприятие оказывает то, оказывает то, кем и от чьего имени организована встреча. Например, восприя­тие человека, рекомендованного для встречи уважаемым или вы­сокопоставленным лицом, может существенно отличаться от вос­приятия этого же человека в том случае, если встреча состоялась по инициативе малознакомого или же неуважаемого лица.

Знание того, что восприятие человека зависит от ряда вы­шеперечисленных факторов, очень важно для установления хо­роших взаимоотношений между членом организации и органи­зационным окружением. Особенно важно это знать и использовать данное знание тем, кто входит в организацию, так как от умения создать первоначальное благоприятное восприятие очень сильно зависит их возможность успешно вписаться в организационное окружение.

Страницы: 1 2 

Читайте также:

Психокоррекционная программа личностной зрелости педагогически запущенных младших школьников
В основу программы легли принципы работы с педагогически запущенными детьми Л. Зюбина, социально-психологический подход в работе с педагогически запущенными детьми С.А. Беличевой, концепция социально-педагогической работы с педагогически ...

Психологическая готовность к школьному обучению
Поступления ребёнка в школу ставит целый ряд задач перед психологами и педагогами в период работы с будущими 1-классниками: - выявить уровень его готовности к школьному обучению и индивидуальные особенности его деятельности, обучения, по ...

Психологический диагноз: принципы и уровни построения
Психологический диагноз - результат психодиагностического обследования, выраженный в простейшем случае в форме отнесения испытуемого к определенной психодиагностической категории. В общем случае ПД носит комплексный и системный характер ...