Теории агрессии в психологии

Страница 3

Глубинное понимание агрессивного поведения с точки зрения теории социального научения может быть достигнуто при анализе:

1) способов действий;

2) факторов, провоцирующих их появление;

3) условий, при которых они закрепляются.

С этих позиций агрессивному поведению человек обучается посредством наблюдения за окружающими людьми (в семье, из ближайшего окружения, в средствах масс-медиа) и накапливает свой индивидуальный опыт деструктивного поведения. Можно сказать, что на первый план А. Бандура выдвигает социальное окружение индивида, хотя и не отрицает значения биологических детерминант в формировании агрессии, которые, по его мнению, влияют на тип и скорость усвоения реакций.

Таким образом, в теории агрессии как приобретенной модели поведения, агрессивность рассматривается как личностное качество, формируемое в процессе социализации. В агрессивном поведении агрессивность может проявляться не только в качестве психологической защиты, но и как инструмент удовлетворения потребности. Теории этого направления более оптимистично относятся к возможности предотвращения агрессии или взятия ее под контроль.

В теории переноса возбуждения (Д. Зильманн) источником агрессии являются в первую очередь, внешние причины; позыв или побуждение причинить вред другому человеку. Зильманн отказался от трактования агрессии как инстинктивной потребности и предложил заменить ее понятием возбуждения. Возбуждение, по мнению Зильманна, связано с раздражением симпатической нервной системы и является составной частью агрессивной оборонительной реакции («дерись или убирайся»), эволюционировавшей вследствие своей значимости для выживания. Им было выдвинуто также положение о том, что возбуждение от одного источника может накладываться на возбуждение от другого стимула, усиливая тем самым агрессивную эмоцию. (30)

Когнитивные модели агрессивного поведения (Л. Берковиц) помещают в центр рассмотрения эмоциональные и когнитивные процессы, лежащие в основе такого поведения. Большое распространение получила в свое время концепция Л. Берковица, которая основывалась на теории фрустрации. В схему «фрустрация = агрессивность» Леонид Берковиц ввел две переменные – гнев и дополнительные пусковые раздражители. Гнев, по его мнению, является решающим и опосредующим звеном между фрустрацией и агрессией. Гнев возникает, когда достижение целей, на которые направлено действие субъекта, блокируется извне. Однако, для наступления враждебной агрессии, считает Берковиц, требуются еще (дополнительно) запускающие раздражители, как факторы направления действия. (30)

Кроме вышеописанных базовых теорий имеются многочисленные варианты. Все указанные концепции имеют свои сильные и слабые стороны, но ни одна из них не может претендовать, по своему объяснительному потенциалу, на исчерпывающее толкование агрессивного поведения.

А.А. Реан выделяет два полярных подхода к феномену агрессии: этико-гуманистический и эволюционно-генетический. В широких границах этико-гуманистического подхода, агрессию, причинение вреда другому человеку, расценивают как зло. Агрессивность, как личностное свойство, также считается негативным качеством. Этот подход представлен в гуманистической психологии, экзистенциальной и гуманистической философии, а также в христианской концепции. (22)

Эволюционно-генетический подход объединяет различные концепции: теории выживания вида, психобиологические теории, теории социальной адаптации личности. В данном подходе агрессия, как форма поведения и агрессивность, как свойство личности, ни в коем случае не расценивается как зло.

Таким образом, в современной литературе намечается тенденция к различению понятий «агрессия», «агрессивность», «агрессивное поведение». При этом агрессия и агрессивное поведение рассматриваются как конкретные формы деятельности, а агрессивность – как свойство личности. Понятие агрессивности отличают от понятия враждебности. Враждебность – лишь установка, готовность определенным образом воспринимать и оценивать события. В особую категорию выделяют жестокость, как личностную черту, рассматривая ее в рамках свойства агрессивности, как склонности к особо брутальным формам агрессивного поведения.

Страницы: 1 2 3 

Читайте также:

Развитие психики в процессе эволюции
С незапамятных времен человечество пытается на научной основе познать законы существования и развития мироздания. Достигнутые успехи впечатляют: открыты фундаментальные законы физики и химии, биологии и других естественных наук. Однако че ...

История развития и обоснования проективных методик.
История развития проективного метода показывает, что он не существует вне теории личности; в то же время связь между проективным мето­дом и теорией не является однозначной и неизменной. Еще более сложны и опосредованы отношения между той ...

Просоциальное и антисоциальное поведение в обществе
Наше общество сильно зависит от средств массовой информации, одним из весьма эффектив­ных способов изучения распространенности просоциального поведения и ее сравнения с распространенностью антисоциального поведения яв­ляется изучение осве ...