Теории агрессии в психологии

Страница 2

Интерес к фрустрации как к одной из сложных проблем возник в 30-х годах XX века. В это время появляется большое количество теоретических и экспериментальных работ, посвященных исследованию фрустрации. Одной из существенных значимых стала монография Дж. Долларда и его соавторов «Фрустрация и агрессия», опубликованная в 1939 году, в которой была выдвинута фрустрационно-агрессивная гипотеза. Согласно этой гипотезе, во-первых, агрессия всегда есть следствие фрустрации и, во-вторых, фрустрация всегда влечет за собой агрессию, направленную на устранение фрустрирующего объекта. При невозможности прямой разрядки происходит смещение на другой объект. Дж. Доллард и его коллеги определили агрессию как акт, целью которого является причинение вреда некоторой личности или объекту, а фрустрацию – как условие, которое возникает, когда целенаправленные реакции испытывают помехи. Доллард и его сотрудники употребляют термин «фрустрация» в значении, которое описывает внешние условия, препятствующие индивиду в получении ожидаемого им удовольствия.

Утверждение об однозначном соотношении между агрессией и фрустрацией вызвало сильную критику фрустрационно-агрессивной гипотезы. В 1941 году один из соавторов теории Н. Миллер опубликовал несколько измененную концепцию и ввел понятие «провокация агрессии». Феномен смещения агрессии был объяснен Миллером в 1948 году. Он выделил три фактора, которыми определяется выбор жертвы агрессором:

1) сила побуждения к агрессии;

2) сила обстоятельств, тормозящих данное поведение;

3) стимульное сходство потенциальной жертвы с фрустрирующим объектом.

Впоследствии авторы отказались от однозначной детерминации агрессии и фрустрации и стали признавать, что агрессия – это распространенное, но не обязательное следствие фрустрации, а также допускали, что путем научения (обучения) возможно выработать неагрессивные ответы на фрустрации.

Другая интересная теория фрустрации была разработана Саулом Розенцвейгом. Он опубликовал классификацию типов реакций на фрустрацию. С. Розенцвейг дал определение, согласно которому «фрустрация происходит, когда организм на своем пути к удовлетворению какой-нибудь жизненной потребности встречает более или менее непреодолимое препятствие или трудность».

С. Роэенцейг различает два типа фрустрации:

а) первичная фрустрация или лишение: она образуется, если субъект лишен возможности удовлетворить свою потребность (например, состояние голода);

б) вторичная фрустрация характеризуется наличием препятствий на пути к удовлетворению потребности.

С. Розенцвейг различал также два типа реакций: реакцию устойчивой потребности и реакцию защиты «Я».

Последний тип он разделил на три группы:

- экстрапунитивные реакции: фрустрация приписывается окружающим, агрессия направлена вовне; этой реакции сопутствуют эмоции – гнев и раздражение; экстрапунитивная реакция не всегда является планируемой;

- интрапунитивные реакции: источник фрустрации индивидуум приписывает самому себе, агрессия направлена на себя (самопорицание); здесь соответствующими эмоциями будут чувство вины и раскаяние;

- импунитивиые – характеризуются отсутствием агрессии, отрицанием фрустрации.

Теоретические положения, разработанные С. Розенцвейгом, легли в основу широко распространенного фрустрационно-картинного теста.

Таким образом, во фрустрационной теории агрессии рассматриваются причинно-следственные отношения между агрессией и агрессивностью, и поиск внешних причин агрессивного поведения. Агрессии понимается как форма поведения, а агрессивность – приобретенное личностное качество. (30)

Теория социального научения (А. Бандура) рассматривает агрессию как форму поведения, усвоенную в определенных социальных условиях. Наиболее влиятельным представителем этого течения является А. Бандура. В соответствии с данной теорией считается, что у человека закрепляются те формы поведения, которые получают положительное подкрепление, а действия, которые имеют отрицательное подкрепление, например, в процессе наказания, тормозятся. В процессе развития личности положительные и отрицательные внешние подкрепления интериоризируются и становятся субъективными, внутриличностными регуляторами поведения.

Страницы: 1 2 3

Читайте также:

Просоциальное и антисоциальное поведение в обществе
Наше общество сильно зависит от средств массовой информации, одним из весьма эффектив­ных способов изучения распространенности просоциального поведения и ее сравнения с распространенностью антисоциального поведения яв­ляется изучение осве ...

Развитие психики животных
В филогенезе психика прошла путь от уровня простейшей раздражимости до сознания. Этапы этого пути следующие: 1.Таксисы. Это элементарная форма раздражимости, наблюдаемая даже у растений (тропизм). Она направлена на поиск благоприятной ср ...

Активность. Поведение. Деятельность
Единство всех сторон психической жизни человека служит основанием для его активности. Активность - общее свойство живых организмов, основное условие их существования. Жить - значит быть активным, действовать. Именно активность позволяет ...