Профессиональное мышление юриста

Другая психология » Профессиональное мышление юриста

Страница 5

Различают три основные общие стили руководства (или группы трёх основных видов руководства):

авторитарный (директивный, автократический);

демократический;

либеральный.

Авторитарный (автократический) стиль руководства характеризуется чётким проявлением личности руководителя, концентрирующим власть в одних руках, и формальными отношениями между ним и сотрудниками (подчиненными). Он проявляется в том, что руководитель:

вмешивается в решение большинства вопросов;

проявляет личную активность и самостоятельность в решении вопросов;

даёт указания и императивным (повелительным) тоном, тоном команд, запрашивает нужную информацию;

не принимает во внимание личность сотрудника и его мнение; подавляет активность сотрудника, и если считается с чужим мнением, то лишь настолько, насколько удаётся его убедить;

осуществляет всеохватывающий контроль и мелочную регламентацию.

Такое поведение руководителя ведёт к неустойчивости группы, тайному несогласию или безразличию с решением руководителя, неудовлетворенности своим положением в связи с невостребованностью способностей, сокрытию информации, необходимой для качественного выполнения работы. При наличии позитивных элементов (глубокое знание дела руководителем, его умение прогнозировать возможные последствия принятых решений, строгая субординация, чёткая дисциплина, ответственность) при авторитарном стиле руководства превалируют названные негативные элементы, превращающие человека в винтик административной машины и подавляющие его профессионально-правовую инициативу. Все это отрицательно сказывается на результатах юридического дела.

Нельзя не отметить, что в некоторых экстремальных ситуациях, ориентированных на выполнение глобальной задачи, авторитарный (особенно благосклонно-авторитарный, применяемый у высокообразованных подчиненных) стиль руководства может сыграть положительную роль (задержание вооруженного преступника, погашение пожара и др.), но его нецелесообразно применять постоянно и повсеместно.

Важно помнить, что руководитель, как правило, вынужден применять авторитарный стиль руководства в двух случаях:

когда его профессионализм ниже общей и профессиональной культуры руководимой им группы (тогда он не в состоянии глубоко постичь дело и прогнозировать возможные последствия принятых решений, но желает "подавить" подчиненных своей властью и мешает делу, провоцирует конфликты в группе);

когда руководимая им группа (подчиненные) имеет низкую общую и профессиональную культуру, лишена профессионализма и целеустремленности (тогда его профессионализм, безукоризненная справедливость и предвидение последствий принятых решений "вытаскивают" работу всего коллектива, но порождают иждивенчество его членов).И в первом, и во втором случаях авторитарный стиль руководства является следствием плохой расстановки кадров.

Либеральный (попустительский) стиль руководства характеризуется наименьшей степенью проявления власти и личного влияния руководителя, основывается на полном доверии к исполнителям, на их самостоятельных действиях в пределах их полномочий, невмешательстве в дела подчиненных, вплоть до заигрывания с ними.

Либеральный стиль руководства заключается в том, что руководитель:

1. считает подчиненных равными партнерами в процессе подготовки и принятия решений по наиболее важным вопросам;

2. доверяет своим подчиненным, может принять решение, предложенное группой, даже если оно не совпадает с его собственным;

3. не демонстрирует своей власти в процессе рассмотрения юридического дела, предпочитает не рисковать, отойти от выполнения сложного дела, действовать от случая к случаю или когда на него оказывают давление либо сверху либо снизу;

4. способствует развитию широких контактов в группе, что дает возможность полного использования способностей каждого члена группы, предоставляет подчиненных самим себе;

5. не является координатором действий группы, общение с подчиненными ведет конфиденциальным тоном, действует уговорами и налаживание мличных контактов, что снижает сплоченность группы и развивает индивидуализм;

6. дает возможность неформальным лидерам сильно влиять на решение вопросов и развиться неформальным отношениям в поведении группы, что ослабляет его личную позицию и провоцирует конфликты;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Читайте также:

Роль специального психолога в сфере физкультурной деятельности дошкольника
Деятельность психолога дошкольного учреждения в сфере развития дошкольников методами физической культуры играет свою роль. Никогда так остро, как сегодня, не стоял вопрос об оздоровительных возможностях занятий по физическому воспитанию д ...

Факторы биологического и социального развития личности
Определение природы взаимосвязи между биологическим развитием человека и его поведением в обществе является предметов горячих споров. Некоторые учёные, называемые социобиологами, предполагают, что генетические факторы оказывают более знач ...

Тифлопсихология как наука о закономерностях психического развития слепых и слабовидящих
Тифлопсихология как раздел специальной психологии, изучающий психическое развитие лиц с нарушением зрения, получила свое название от греческого «tiphlos» - слепой и сначала занималась лишь психологией слепых. В настоящее время объектом из ...