Профессиональное мышление юриста

Другая психология » Профессиональное мышление юриста

Страница 1

Мышление - это опосредованное и обобщенное отражение существенных, закономерных связей действительности. Для познания закономерностей явлений, выявления связей и отношений между вещами необходима мыслительная деятельность, ибо ни одна закономерность окружающего мира не может быть познана органами чувств человека. Деятельность человека разумна благодаря мышлению. Мышление дает ответ на вопросы, которые нельзя разрешить путем непосредственного чувственного отражения. Благодаря мышлению человек правильно ориентируется в окружающем мире, поскольку использует полученные ранее обобщения в новой конкретной ситуации.

Профессиональное мышление юриста есть обобщенная ориентация в конкретных профессионально-правовых ситуациях действительности, или иначе - система информационно-правовой насыщенности, сложившаяся благодаря установкам профессионального назначения.

В профессиональном мышлении юриста устанавливается отношение условий деятельности к ее цели, осуществляется перенос юридических знаний из одной ситуации в другую, преобразование данной ситуации в соответствующую обобщенную схему. Умение юридически мыслить - это значит правильно, целенаправленно оперировать понятиями в условиях возникшей юридически значимой практической задачи. Мышление судьи, адвоката, следователя- это практическое мышление, оно на каждом своем этапе связано с определенными практическими проявлениями. Умственная деятельность юриста-теоретика (ученого) осуществляется на пути перехода от практики к абстракции, теории. Умственная деятельность практика осуществляется на пути перехода от абстракции к живой действительности, практике.

Осматривая место происшествия, следователь находит некоторые следы прошедшего события. Устанавливая существенные, неизбежно повторяющиеся взаимосвязи между ними, следователь путем логического мышления реконструирует возможный ход событий. Эта реконструкция происходит опосредованно, путем понимания связей между внешними проявлениями и сущностью того, что происходило в действительности. Такое опосредованное отражение возможно на основе обобщения, на основе знаний.

Сущность профессионального мышления юриста может быть выражена через такие его составляющие:

1. установление всеобщих взаимосвязей в профессионально-правовой сфере;

2. обобщение свойств однородной группы правовых явлений;

3. понимание сущности конкретного правового явления как разновидности определенной группы правовых явлений.

Формы мышления:

1. суждение;

2. умозаключение;

3. понятие.

Суждение - форма мышления, в которой отражаются связи предметов и их признаков или отношения между предметами. Суждение юриста должно иметь твердую нормативность, точность, формализованность выводов. Суждение специально обосновывается ранее проверенными фактами, закономерностями, системой умозаключений.

Умозаключение - вывод нового суждения из других суждений; это получение нового знания из имеющихся знаний. Умозаключение юриста не должно выходить за рамки норм, установленных в законах.

Понятие - форма мышления, в которой отражаются существенные свойства однородной группы предметов или явлений. Применяя понятие, мы отвечаем на вопрос: Что это такое? Давая квалификацию тому или другому явлению через понятие (кража, подлог, покушение на убийство и др.) юрист-практик подводит итог творческой мыслительной деятельности, ориентируясь на закрепленное в законе понятие.

Итак, в мышлении юриста моделируются объективные основные свойства и взаимосвязи между правовыми явлениями, их существенные общие особенности, которые выражаются в форме суждений, умозаключений и понятий. Весь процесс мышления базируется на соотнесении ситуативной информации с обобщенной информацией, хранящейся в памяти индивида.

Динамика (процесс) правового мышления может быть представлена через три этапа:

выявление, создание и формулирование ситуации, связанной с определенным объектом мышления, получение его фактической и правовой характеристики, формулирование задачи;

анализ возможностей использования правовых средств и способов решения задачи с учетом последствий и существующих ограничений;

выбор оптимального варианта решения, определение возможных результатов и негативных последствий.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Читайте также:

Психолого-педагогическая характеристика умственной отсталости
Психология умственно отсталого ребенка в нашей стране оформилась как самостоятельная ветвь психологической науки всего несколько десятилетий тому назад. До этого времени изучение особенностей психики умственно отсталых детей осуществлялос ...

Психоанализ З. Фрейда
Очень странно, что мы так мало уделяли внимания внутреннему миру человека и вообще подходили к нему без интереса. Как скудно использованы средства физики для постижения души и возможности души – для познания окружающего мира. Новалис Пр ...

Произвольность и свободный выбор как сущностные свойства разума
Обсуждая проблему желательных сил (на наш взгляд это понятие Дамаскина очень близко понятию мотивации современной психологии), Иоанн Дамаскин исходит из следующего понимания природы человека, отражающего взгляд христианской философии. Чел ...