Взаимосвязь и взаимовлияние профессионального и психологического развития

Профессиональное и психологическое развитие личности студентов » Взаимосвязь и взаимовлияние профессионального и психологического развития

Страница 5

Медики на первом этапе своего обучения в ВУЗе также столкнулись с трудностями внешнего характера, которые к концу первого, началу второго курса спровоцировали возникновение внутренних трудностей. Однако, в отличие от дизайнеров, внешние препятствия медиков были связаны не столько с содержанием учебной деятельности, сколько с ее структурой. Дело в том, что в медицинском университете с первого же курса студентам предлагаются большие объемы учебного материала, предъявляются жесткие требования к соблюдению учебной дисциплины: не допускаются опоздания, обязательно посещение всех занятий (все пропуски отрабатываются) и т.п. «На первом курсе столько всего было… Вздохнуть свободно некогда было, не то чтобы о личной жизни задуматься! Я очень сильно уставала, просто «выматывалась», спала по 3-4 часа в сутки. Если бы не мамина помощь, я, скорее всего, еще на первом курсе бросила бы институт» (Валерия). Следовательно, основной трудностью в обучении для студентов-медиков в первые годы обучения являются высокие физические и интеллектуальные нагрузки, связанные с интенсивностью их учебной деятельности. Хотя с подобными нагрузками медики сталкиваются на протяжении всего периода обучения, на первом-втором курсах проблема эта встает наиболее остро, провацируя возникновение трудностей субъективного характера: снижение самооценки, уровня притязаний, понижение ценности и значимости выбранной профессии. «Ко второму курсу я поняла, что для научной деятельности я не гожусь: мозгов не хватает… Если я затрачиваю столько времени и усилий, чтобы просто получить пятерку, то что говорить о науке… Наверное, именно тогда и пропал мой интерес к медицине…» (Жанна). Более того, можно предположить, что данный фактор является одной из основных причин разочарования наших респондентов-медиков в своем выборе ВУЗа и профессии (см. раздел 2.2.3.0.).

В заключение этого раздела следует отметить, что опрошенные психологи, описывая первые годы своего обучения, не выделили никаких специфических трудностей. Единственным по-настоящему серьезным испытанием для себя в этот период они считают первую свою экзаменационную сессию (что характерно для всех наших респондентов). В этой связи все говорили о своей тревожности, неуверенности в своих силах, для некоторых из респондентов (Ира и Света) первая сессия закончилась развитием психосоматических заболеваний различного характера.

«Кризис третьего курса»

На третьем-четвертом курсах многие респонденты (все, кроме дизайнеров) Столкнулись с трудностями преимущественно внутреннего, субъективного характера. Прежде всего, речь здесь идет о разочаровании студентов либо в своих представлениях об учебном процессе в ВУЗе, либо в выбранной профессии, либо в соответствии собственных возможностей и способностей требованиям и специфике выбранной профессиональной деятельности.

Опрошенные медики, в этот период обучения, столкнулись с проблемой разочарования, прежде всего в выбранной профессии. Одной из наиболее значимых причин этого разочарования они считают истощение своих физических и психологических ресурсов, возникшее к третьему курсу в результате чрезмерной интенсивности и загруженности их учебной деятельности (см. раздел 2.2.5.1.). Второй немаловажной причиной разочарования стала их учебная медицинская практика. Придя в больницу и столкнувшись с реальными требованиями медицинской профессии, большинство респондентов-медиков оказались неготовыми (ни психологически, ни физически) к тяжелой, грязной работе, требующей максимальной отдачи всех сил. «За все время обучения в институте мне всего один раз стало по-настоящему плохо. Причем ни в анатомичке, ни в морге, а на первой нашей практике, когда нас привели в хирургическое отделение. Когда я все это увидела… Я просто не выдержала и ушла. С тех пор мне достаточно долгое время приходилось каждый раз заставлять себя ходить на практику» (Жанна). Наряду с разочарованием в выбранной профессии, в этот период большинство опрошенных медиков отметили резкое снижение или полную утрату интереса к учебе, а также значительное снижение не только познавательной, но и жизненной активности: «На третьем курсе у меня началась какая-то депрессия. Все мне стало безразлично, училась, скорее, по инерции, Никуда не хотелось ходить, ничего не хотелось делать…» (Валерия); «Да, наверное, Все это началось как раз на третьем курсе. Тогда я впервые заметил, что не могу читать: прочту одну-две страницы и отвлекаюсь, а начинаю вспоминать, что же там было написано, помнится очень смутно. Мне трудно было на чем-либо сосредоточится. Тогда же совсем забросил учебу. На занятия ходил только затем, чтобы отметиться и не отрабатывать потом пропуски…» (Шамиль). К концу четвертого курса всем опрошенным медикам удалось преодолеть большинство из описанных трудностей. Некоторые вновь заинтересовались учебой, а к концу пятого курса все респонденты, согласно их утверждениям, приняли окончательное решение связать свою будущую профессиональную деятельность с медициной.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Читайте также:

Определение понятия «Психологическая готовность к материнству» и характеристика её составляющих.
С точки зрения исследователя материнства Матвеевой Е.В. основной детерминантой материнского поведения является степень психологической готовности к материнству. Исходная позиция автора состоит в том, что успешность выполнения материнских ...

Основные подходы к понятию "образовательная среда"
Термин "среда" имеет достаточно широкое употребление, тем не менее, оно не имеет четкого и однозначного определения в мире науки как понятие. В самом общем смысле "среда" понимается как окружение. Причем наряду с этим ...

Типичные психические состояния спортсменов и пути их регуляции
Психические состояния отражают всю гамму внутренних и внешних, субъективных и объективных условий жизнедеятельности, актуальных для человека в данный момент времени. Они классифицируются по факторам, отражающим их существенные признаки: п ...