Индивидуальный стиль деятельности педагога

Страница 3

- креативности, проявляющейся через творчество, педагогическую импровизацию, нахождение неожиданного педагогического решения и его воплощение;

- релаксацию и рефлексию своих способностей, осознанием себя в педагогической деятельности и оценкой ее эффективности. [1, С. 25].

Деятельность педагога реализуется в постоянной взаимосвязи с педагогическим коллективом, который оказывает существенное воздействие на ее характер, корректирует и а конечном счете, во многом определяет результат труда педагога. Только при наличии рефлексивных пространств, в которых учитель ощущает свою значимость, может открыто говорит о своих достижениях и проблемах, происходит его становление как профессионала.

Относительно педагогической деятельности следует говорить о педагогическом профессионализме как о степени овладения общей и педагогической культурой. «Профессионализм деятельности — это качественная характеристика субъекта деятельности, которая определяется мерой владения им современным содержанием и современными средствами решения профессиональных задач». При этом педагог выступает носителем культурных ценностей, главная из которых - это область преподаваемых знаний, кроме того, он еще и носитель культуры в области своей профессии. А наличие профессионально-педагогической культуры позволяет более продуктивно решать педагогические задачи.

Компетентность - это наличие у человека знаний и опыта в какой-либо области, т.е. это общий оценочный термин, обозначающий способность к деятельности «со знанием дела». Обычно он применяется к лицам определенного социально-профессионального статуса, характеризуя меру соответствия их понимания, знаний и умений реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем.

Выделение ключевых компетентностей обусловлено рядом причин:

- во-первых, они объединяют в себе интеллектуальную и навыковую составляющие образования;

- во-вторых, в понятии «ключевые компетентности» заложена идея интерпретации содержания образования, формируемого исходя из результата;

- в-третьих, ключевая компетентность обладает интегративной природой, так как вбирает в себя ряд целый ряд умений и знаний, относящихся к широким сферам культуры и деятельности (информационной, правовой и пр.). [24, С. 137].

Компетенцию, в данном случае определяем, как общую способность специалиста мобилизовать в профессиональной деятельности свои знания, умения, а также обобщенные способы выполнения действий. Для формирования индивидуального стиля педагогической деятельности важными являются следующие компетентности педагога:

- Ценностно-смысловая ориентация личности:

- осознание своей роли и предназначения;

- потребность и способность самореализации;

- увлеченное построение жизни и профессиональной деятельности;

- Коммуникативная компетенция:

- владение технологиями устного и письменного общения на разных языках в том числе и компьютерного программирования, включая общение через Интернет.

- Информационная компетенция:

- умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию;

- нормативно-правовое обеспечение педагогической деятельности;

- владение информационными технологиями.

- Общекультурная компетенция:

- знания в области национальной, общечеловеческой культуры;

- умение рефлектировать личностную аксиологическую систему;

- толерантность к разным этнокультурам.

- Компетенция личностного самосовершенствовании:

- потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала;

- способность к саморазвитию;

- Познавательно-творческая компетенция:

- умения целеполагания, планирования, рефлексии учебно-познавательной деятельности;

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Читайте также:

Параметры психологической характеристики педагогически запущенных детей
Анкета «Уровень школьной мотивации» Н.Г. Лускановой выявила, что шесть человек – 35% (все девочки) обладают высоким уровнем школьной мотивации. Для этих учащихся характерно развитие познавательных мотивов, они обладают стремлением успешно ...

Основные этапы становления и развития психогенетики
Всю историю становления и развития психогенетики можно условно поделить на пять этапов. Периодизация первых трех этапов была предложена в 1973 г.В. Томпсоном и Г. Уайльдом (Thompson W. R., Wilde G. J. S., 1973). Первый этап (1865 - начал ...

Классификация акцентуаций характера у подростков
В 1964 году К. Леонгард дал развернутые описания 4 типов акцентуаций характера и 6 типов акцентуаций темперамента. На основе этих описаний Шмишек в 1970 году разработал личностный опросник, предназначенный для диагностики 10 акцентуаций у ...