Посттравматическое стрессовое расстройство личности, как трансформация смысловой сферы личности

Другая психология » Психологическая помощь военным - участникам боевых действий » Посттравматическое стрессовое расстройство личности, как трансформация смысловой сферы личности

Страница 1

По мнению М. Ш. Магомед-Эминова, травматическая ситуация способна изменить смысловую сферу личности в направлении формирования биполярной смысловой структуры, элементами которой будут являться смыслы, организованные вокруг идеи «жизни», с одной стороны, и «смерти» - с другой. Также придерживаясь представления о наличии противоречия в смысловой системе личности, переживающей неблагоприятные психологические последствия травматического опыта, мы в то же время смещаем акценты на необходимость изучения функционирования смыслов настоящего в контексте формирования определенного отношения личности к будущему и прошлому опыту Фиксация индивида на каком-либо одном смысловом локусе прошлого, настоящего или будущего ведет к нарушению осознания объективной реальности.

Как правило, у человека уцелевшего в ПТСР, высвечиваются смысловая работа личности (для переосмысления смыслов, для связывания смыслов, для понимания темпоральной ситуации, для выбора «проективного» направления). Этот круг повторения действует, чтобы оживить, восстановить, возродить или даже развить как способность к переживанию опыта, так и расширить горизонт предметности переживания. В экстремальной ситуации складывается сфера не-опыта, опыта чужого, чужого опыта, который не переживается человеческим Я. В ситуации возвращения с войны, из больницы, очага катастрофы, бедствия, ситуации насилия ценностно-смысловая структура жизненного мира переворачивается (трансформация L-D смысловой структуры коррелятивна онто-темпоральной работе личности). Утверждение D-смыслов или борьба с D-смыслами оттесняется на периферию существования, в центре которого устанавливается следование L-смыслам и утверждение L-смыслов в своем существовании. Однако, в «L-смысловой» ситуации возвращения актуализируется бывшая темпоральная самость уцелевшего, которая направлена на смыслообразование в ситуации из горизонта «D-смыслов». Возникает постинцидентальный смысловой конфликт и кризис.

Экстремальность и стресс взаимосвязаны. Внимание исследователей к тому, что называют стрессом, привлёк в своё время Г.Селье формулировкой биологической модели общего адаптационного синдрома, или биологического стресс-синдрома (Selye, 1936), определив стресс как неспецифический ответ организма на любое требование (Selye, 1956). В психологии под названием эмоциональный стресс, психологический стресс, этот термин стал распространяться в 60-х годах, хотя до этого редко встречался при исследовании социальных катаклизмов. Возникший в дальнейшем терминологический бум подтолкнул Р. Лаза-руса к утверждению о том, что стресс является собирательным термином для области исследования, включающей в себя стимулы, производящие стрессовые реакции, сами реакции и промежуточные переменные. Как уже упоминалось ранее, различные психологические школы предлагают разный поход к понимаю смысла. В частности смысл трактуется, как один из компонентов работы личности. Стресс, травматическое расстройство и смысл тесно связанно. Преодоление стресса в экстремальной и постэкстремальной ситуации поддерживается смысловой работой. Рассмотрим это подробнее в рамках каждой концепции. В психодинамической теории Фрейда главным в борьбе со стрессом является механизм совладания. Понятие подавляющего стиля совладания связанно с фрейдовским понятием вытеснения. Вытеснение, по мнению Фрейда, защитный механизм в ходе которого индивид вытесняет неприятные воспоминания в область бессознательного и они становятся недоступными обычным воспоминаниям. Первоначальный смысл, как и смысл понятий вытесняется в подсознание и уже не доходит до сознания, оставляя в сознании лишь формальную логику, что и приводит к двоякости значения смыслов, например двоякости значения некоторых слов. С точки зрения смысловой концепции М.Ш. Магомет-Эминова преодоление травматического стресса может развиваться по трем основным сценариям. Все три варианта, последствия ПТСР являются, формально говоря, «реакциями», ответами, возникающими у человека в ответ на травматическое событие. Негативные последствия соответствуют схеме «воздействие - расстройство (нарушение)», нейтральные последствия - схеме «воздействие - устойчивость», позитивные последствия - схеме «воздействие - конструктивная трансформация».

Страницы: 1 2

Читайте также:

Физическое, психическое и психофизиологическое развитие ребенка.
Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6 – 7 до 9 – 10 лет. В этот ...

История отечественной конфликтологии
Количественный анализ пуб­ликаций за 70 лет с момента выхода первой работы отечественного автора по проблеме конфликта дал возможность сформировать об­щее представление о характере печатных работ (табл. 2.1). Анализ количества, характера ...

Причины акцентуаций характера у подростков
Акцентуированные характеры зависят не от природно-биологических свойств, а от факторов внешней среды, которые накладывают отпечаток на образ жизни данного человека. Человеческая психика очень ранима, а отрицательных воздействий на психик ...