Практическая этика в профессиональной деятельности практического психолога.

Другая психология » Профессионально важные черты психолога » Практическая этика в профессиональной деятельности практического психолога.

Страница 5

Респондентам была предложена инструкция, в которой предлагалось оценить каждое высказывание по пятибалльной шкале:

психолог не должен обладать данным качеством

должен обладать в малой степени

желательно обладать, хотя бы частично

должен иметь данное качество в значительной степени

психолог должен обладать данным качеством в полной мере

К анкете прилагалась памятка - тезаурус с определениями внесенных в анкету качеств, чтобы не возникало разногласий в их трактовке у отвечающих. Анкета рассчитана на студентов факультета психологии и продуктивно работающих психологов.

Валидность разработанной нами анкеты была проверена на специальной экспериментальной группе студентов пятого курса вечернего отделения – специализация клиническая психология МГОПУ им. М.А. Шолохова. Валидность отвечает на вопрос "Измеряем ли мы то, что думаем измерять".(1, с.93 ).

Анкетирование проводилось в Московском государственном открытом педагогическом университете. Время, затраченное каждым респондентом на ответы вопросов анкеты, в среднем составляло 10-15 минут.

Нами были опрошены 14 независимых экспертов - специалистов, продуктивно работающих психологами от 6 мес. до 30 лет. Рассмотрим результаты анализа анкет независимых экспертов – продуктивно работающих психологов.

Среди качеств, которыми психолог должен обладать в полной мере для обеспечения продуктивной коммуникативной деятельности независимыми экспертами были выделены шесть ведущих качеств:

умение активно слушать

тактичность

личная ответственность

умение понимать последствия своего влияния

умение понятно говорить

доброжелательность

Качества перечислены в порядке ранжирования. Таким образом, лидирующим качеством, определяющим продуктивность коммуникативной деятельности психолога является умение активно слушать.

В настоящее время очень много говорят о необходимой подготовке молодых специалистов при помощи практики с супервизором. Трудно не согласиться, что подобная практика позволяет нарабатывать ценный опыт ведения консультационной беседы, способствует повышению профессионализма, помогает избежать многих ошибок, увидеть иные пути разрешения спорных вопросов. Однако результаты исследования анкет независимых экспертов говорят о максимальной желательности, но не обязательности практики с супервизором (психолог должен иметь данное качество в значительной степени):

максимальные 9 выборов из 14 экспертов – практика с супервизором

По остальным параметрам мы наблюдаем

неоднозначную картину, среди экспертов нет единодушия.

Качеством, которым психолог не должен обладать вообще, названа:

склонность к доминированию

Полагаем, что данные результаты целесообразно проверить на более крупной выборке в отдельном исследовании.

По мнению студентов пятого курса вечернего

отделения факультета психологии МГОПУ им. М.А. Шолохова психолог-консультант должен обладать следующими качествами в полной мере, им присвоен максимальный индекс "5" по пятибальной шкале:

умение активно слушать

умение понимать последствия своего влияния

профессионализм

уверенность в себе

здравый смысл

Сравнивая ответы продуктивно работающих психологов и студентов пятого курса вечернего отделения факультета психологии МГОПУ им. М.А. Шолохова мы видим, что умение активно слушать в обоих случаях выбрано как необходимое качество для продуктивной коммуникативной деятельности психолога-консультанта.

По индексу "4" – психолог должен иметь данное качество в значительной степени, у экспертов и студентов пятого курса взгляды разошлись в виду различного, профессионального консультативного опыта.

Рассмотрим результаты анализа анкет студентов пятого курса на предмет качеств, которые должен иметь психолог в значительной степени:

открытость переживанию

гибкость

работоспособность

Такое качество как склонность к доминированию также названо нежелательным для профессиональной деятельности психолога.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Читайте также:

Эмоциональный способ отражения отношений и аффективные оценки
Несмотря на большую простоту по сравнению рефлексивным познанием отношений осознанное постижение своих потребностных отношений и их отражение в оценочной форме требуют, все же, достаточно высокого уровня познавательных возможностей субъек ...

Особенности психического развития ребенка в условиях социально-психологической депривации
Обеднение природной среды и социального окружения ребенка следует рассматривать как условия социально-психологической депривации. Человек – часть природы, без взаимодействия с которой его жизнь не может быть полноценной. Благодаря природе ...

Эмоциональные процессы и переживания личности
Для понимания эмоциональной специфики конфликтных взаимоотношений будет полезным определить эмоции и их функции в человеческой деятельности и общении, так как конфликт затрагивает жизненно важные процессы человека, деформируя или нарушая ...