Профессиональные способности и мотивация

Страница 1

Эффективность трудовой деятельности, удовлетворенность процессом и результатами труда, перспективы профессиональной карьеры в значительной степени зависят от пригодности субъекта труда к выполнению конкретных рабочих функций. профессиональная пригодность как соответствие человека требованиям конкретной трудовой деятельности:

- определяется соотношением требований профессии и индивидуальных особенностей человека;

- имеет конкретный объект реализации (определенная категория людей и вид дельности, этап профессионализации);

- отражает состояние, степень развития совокупности индивидуальных качеств человека (качества личности, способности, физическое развитие и т. д.);

- является динамическим свойством системы деятельности (развитие субъекта руда и изменчивость объекта труда).

Психологической основой профессиональной пригодности является проблема оценки и развития способностей человека и других индивидуальных качеств, необходимых для трудовой деятельности. Научно-практические направления работы по формированию профессиональной пригодности включай работку и реализацию системы психологического обеспечит профессиональной ориентации, отбора, подготовки и адаптации человека к трудовой деятельности.

Термин «способности» имеет много толкований и до настоящего времени нет его однозначного определения. В англоязычной литературе по психологии широко используется термин саразку, обозначают предельные возможности, определяемые и ограничиваемые конституцией чело» его потенциальные возможности, которые могут быть реализованы при благоприятных обстоятельствах. То, как действует человек в данный момент, зависит от его с собственности, умения, возможности для реальной активности.

Наиболее полную и последовательную систему основных понятий теории способностей дал Б. М. Теплов. Он дал следующие определения таких категорий, как задатки, способности и одаренность.

Задатки — анатомо-физиологические особенности человека, которые лежат в основе развития способностей.

Способности — индивидуально-психологические особенности, проявляющиеся успешности выполнения какой-либо деятельности, в легкости и быстроте ее уев ния или успешности приобретения знаний, но не сводимые к знаниям, умения навыкам.

Одаренность — индивидуально и качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность успеха в деятельности.

Попытка подойти к определению понятий «способности» и «одаренность» с позций разработанной П. К. Анохиным теории функциональных систем была предпрнята В. Д. Шадриковым. Психическая деятельность представляется ему как активность отдельных функциональных систем, реализующих определенные психически функции. Эти функции характеризуются свойствами (способностями), благодаря которым человек ощущает, мыслит, действует, запоминает и т. д. По Шадрикову, способности — это свойство функциональных систем, реализующих отдельные психически функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся! успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности. Данное определение указывает на то, что способности целесообразно соотносить с со ответствующими психическими функциями, которые реализуются в психических процессах. Следовательно, способности можно отождествлять со свойствами познавательных и психомоторных процессов.

Другое дело — одаренность, которая представляет собой индивидуально-своеобразное сочетание способностей, — она должна соотноситься с конкретной деятельностью. Одаренность определяется Шадриковым как системное качество совместно работающих функциональных систем, реализующих различные психические функции,: которые включены в функциональную систему деятельности и имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии выполнения деятельности.

Соотношение общих и специальных способностей строится на представлении о том, что общие способности являются фундаментом освоения любой деятельности, а специальные способности определяют успешность освоения определенной деятельности. Понятие «профессиональные способности» характеризует индивидуально-психологические возможности субъекта труда успешно осваивать и выполнять трудовую деятельность на всем протяжении профессионального пути с учетом развития личности и изменения требований деятельности. Профессиональные способности — это совокупность общих и специальных свойств отдельных психических функций и их системных отношений, которые имеют индивидуальное своеобразие (меру выраженности) в обеспечении успешного освоения и реализации деятельности.

Страницы: 1 2 3

Читайте также:

Коррекция недостатков мышления
С позиций психологии сознательное усвоение знаний, в первую очередь, зависит от наличия у учеников соответствующей мотивации. Поэтому на уроке во вспомогательной школе важным является, прежде всего, обеспечение познавательной активности к ...

Практическое применение проективного метода психодиагностики мотивов
На практике была использована методика диагностики мотивации к достижению успеха Т. Элерса. Испытуемый К. набрал 21 балл (бланк ответов – в приложении 1). Согласно интерпретации результатов выявлен очень высокий уровень мотивации к достиж ...

Отношения и социально-психологические качества личности
Если сравнивать людей между собой по присущим им социально-психологическим характеристикам, то они отличаются друг от друга степенью осознания своих отношений сторонам действительности, а также глубиной и правильностью понимания причин, к ...