Профессионализм педагога и психологические закономерности его становления как профессионала

Другая психология » Профессионализм педагога и психологические закономерности его становления как профессионала

Система образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе - школьном учителе. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.

Под профессионализмом нами понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии "профессионализм" отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека.

Между тем педагогическая наука до настоящего времени не дает однозначного и аргументированного ответа на вопрос, каковы сущностные характеристики профессионализма учителей, закономерности и пути его становления в условиях современного образования. Сегодня возникло и все более осознается противоречие между возрастанием роли образования в образовательной политике страны и недостаточной разработанностью научных основ развития профессионализма учителей в методических службах.

С учетом этого противоречия был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы психолого-педагогические детерминанты эффективного становления профессионализма учителя в системе современного образования?

Предметом исследования курсовой работы являются научные труды современных психологов в области педагогической психологии. Вопросы профессионализма и профессиональной компетентности в последнее десятилетие стали предметом пристального внимания психологической науки (Е.А. Климов, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Ю.П. Поваренков, Н.С. Пряжников и др.). Но в большинстве случаев исследователи ограничиваются изучением набора ПВК - профессионально-важных качеств, их формирования и оценки. Остается не вполне ясным, что психологически означает человек как профессионал, как субъект профессиональной деятельности, чем психически отличается мастер своего дела от других людей. Зачастую отождествляются понятия профессиональной компетентности и профессионализма, в том числе и применительно к деятельности учителя.

Читайте также:

Общие и специфические закономерности психического развития
В отечественной психологии интерес к закономерностям психического развития при различных типах недостаточности возник уже давно. Первым, кто пытался целенаправленно рассмотреть вопрос о наличии закономерностей психического развития, прояв ...

Клинико-психологические особенности детей, больных сколиозом
Материал, предоставленный из Санкт-Петерберского института усовершенствования врачами-экспертами О.А. Дадаевой, Р.Т. Скляренко, Н.Г. Травниковой. (19) Учет клинических и психологических особенностей детей, больных сколиозом, является важ ...

Характеристика выносливости
Наиболее важным двигательным качеством для здоровья является общая выносливость, физиологической основой которой является аэробная функция. Уровень выносливости является одним из основных критериев здоровья и коррелируется с другими показ ...