Заключение

Проведенное дипломное исследование позволяет сделать следующие выводы.

1. Зарубежная психология имеет значительные традиции в изу­чении внутриличностных и социальных конфликтов. Большой теоретический и эмпирический материал, накопленный почти за 100-летний период, отражается в разнообразии подходов и тео­ретических платформ. Можно условно выделить два этапа в ис­тории изучения конфликта: начало XX

в. — 50-е годы; конец 50-х годов — настоящее время. Основанием различения служит степень выделения проблемы конфликта из ряда других проблем, рассматриваемых психологией. В первой половине века кон­фликт не выделялся в отдельный объект исследования, а рас­сматривался как составная часть более широких концепции (например, в психоанализе или социометрии). Психологов инте­ресовали либо последствия конфликтов, либо некоторые из причин, приводящие к нему, но не сам конфликт как централь­ное звено исследования.

2. На рубеже 50-х — 60-х годов появляются исследования, где научный интерес психологов обращен непосредственно к этому феномену. Выделяются основные подходы, разрабатывается по­нятийный аппарат психологической теории конфликта [27]. В этот период появляются публикации отечественных ученых, по­священные анализу зарубежных исследований конфликта. Ко­личество публикаций менялось в зависимости от отношения к конфликтам в нашей стране. Работы носили критический харак­тер. Пик критики приходится на годы застоя, когда интенсивно пропагандировалось бесконфликтное развитие нашего.

3. Первые отечественные публикации, посвященные проблеме конфликта, появились в начале 20-х годов. В них проблема кон­фликта впервые выделяется как самостоятельная, в названиях работ появляются само понятие «конфликт» и его производные.

4. Библио­графический анализ позволил выявить одиннадцать отечественных наук, занимающихся изучением конфликта. К ним относятся военные науки, искусствоведение, исторические науки, математика, педагогика, политические науки, правоведение, психология, социо-биология, социология и философия. Количественный анализ пуб­ликаций за 70 лет с момента выхода первой.

Читайте также:

Общая характеристика речи
Речь - это процесс общения посредством языка. Для того чтобы уметь говорить и понимать чужую речь, необходимо знать язык и уметь им пользоваться. В психологии принято разделять понятия «язык» и «речь». Язык — эти система символов, с по ...

Адаптация мигрантов к новым социокультурным условиям, возрастные особенности данного вида адаптации
В условиях перемещения из одной социокультурной среды в другую возникает необходимость адаптироваться к новым условиям жизни, причем успешность такой адаптации зависит от многих факторов. Выделяют несколько видов миграций (29, 57-59): Пер ...

Типичные формы девиантного поведения подростков.
Девиантное поведение подростков не соответствует закономерностям "взрослого" отклоняющегося поведения. Так, криминология объясняет нарушение преступниками общепринятых норм поведения наличием у них специфической системы ценносте ...