Произвольность и свободный выбор как сущностные свойства разума

Другая психология » Психологические взгляды Иоанна Дамаскина » Произвольность и свободный выбор как сущностные свойства разума

Страница 4

пороку. Ибо мы самовластны в отношении к этому . Следует же знать, что выбор, как поступить, всегда в нашей власти; но деяние часто не допускается по некоторому усмотрению Промысла.»[112].

Понятно, что все вышеприведенные аргументы по поводу того, что зависит от нас, возлагают на человека высокую степень ответственности за свои поступки. Тема свободы и ответственности всегда была важной для философии. Взгляд на нее, высказанный Дамаскином, отражает позицию как средневекового христианского Востока, так и современного Православия. Схожие идеи мы находим у неофрейдиста Э. Фромма[113], у представителя экзистенциально-гуманистического направления психологии В. Франкла[114]. Так, Франкл, например, говорит о том, что человек - это существо, постоянно принимающее решения, быть человеком - это значит быть сознательным и ответственным[115].

Завершая разговор о желательных (жизненных) силах души, подчеркнем еще раз, что для Иоанна Дамаскина разум и свободный выбор - сущностные и неразрывно связанные между собой свойства человека. «Вместе с разумом тотчас входит свободная воля ., свободная воля сопряжена с разумом»[116]. Разум нам дан для принятия решений, все разумное обладает свободной волей. Поэтому неразумные существа несамовластны и скорее ведомы природой, чем ведут ее. Человек же, будучи разумным, скорее ведет природу, нежели ведом ею. Поэтому неразумных ни хвалят, ни порицают, а человеческий поступок подлежит нравственной оценке[117]. Здесь мы выходим на проблему человечности, критериев человека, но это уже не входит в рамки нашей работы.

Понятие воли у Дамаскина неоднозначно, означает разумное естественное стремление, но при этом не противоречит свободе воли.

Страницы: 1 2 3 4 

Читайте также:

Причины и их проявления агрессии у детей дошкольного возраста
Большинство исследователей рассматривают агрессивность как врожденное качество; другие считают, что это – результат социализации. Вероятно, агрессивность является врожденным качеством личности, которое в процессе воспитания и становления ...

Теория З. Фрейда и некоторые религиозные концепции
Христианская мораль – основа европейской культуры ХIХ века и основной источник теории Фрейда. Базисное понятие христианской морали – понятие о первородном грехе, которому подвержены все, включая младенцев. Мне приходилось держать в руках ...

Психологические акцентуации
Основание для выделения типов акцентуации – доминирование в характере человека какой-то одной черты. Необходимо отметить, что в общении с разными партнерами одна и та же черта характера личности может оказать положительное и отрицательное ...