Психофизиологическая характеристика силы

Другая психология » Психологическая характеристика физических качеств » Психофизиологическая характеристика силы

Страница 2

В броске мяча и в его чувственном отражении можно выделить по крайней мере шесть "катапульт", каждая из которых имеет свое назначение и выполняет строго определенную функцию в осуществлении оптимального броска.

Первую "катапульту" образует группа мышц, охватывающих голеностопный сустав. С нее начинается создание баллистической волны импульса силы, которая перемещается, усиливается за счет активности последующих "катапульт" до того момента, когда мяч, покинув руку, устремится к цели. Вторую "катапульту" образуют мышцы коленного сустава, подбрасывающие массу тела вверх-вперед в ходе броска; третью — мощнейшие мышцы тазобедренного сустава; четвертую — мышцы плечевого сустава; пятую — мышцы локтевого сустава, которые вносят последний вклад энергии в волну ускорения мяча и создают предпосылки для закрутки мяча в нужном направлении. Шестая "катапульта" — кисти рук — осуществляет точнейшую наводку мяча под будущую траекторию в соответствии с намерением.

В "катапульте" есть ограничитель, о который ударяется балка перед вылетом камня. Без этого из катапульты попасть в цель: тормозящее устройство задает угол вылета мяча и концентрирует в одну точку энергию разгибающейся балки. В человеческом теле такого устройства нет. Здесь работает только сила мышц. Все зависит от умения чел века использовать эту силу для торможения горизонтального перемещения своего тела, умения фиксировать звеньев тела и делать их неподвижными уже в ходе самого процесса броска. Торможение звеньев тела осуществляется ступенчато — от голени до кистей рук.

В формировании умений создания баллистической волны импульса силы и торможения тела состоит сложность регуляции движений эффективного броска. Чтобы сформировать умения, нужно наперед знать ходы мысли при выполнении движений, места приложения сил. А мысль футболиста работает в двух противоположных направлениях.

Во-первых, она организует максимально быстрое и строго последовательное (ступенчатое) ускорение звеньев тела (от пят до кистей с мячом) за счет разрядки энергии предварительно напряженных мышц каждой из шести "катапульт". Ступенчатое и в то же время плавное ускорение звеньев тела возможно, если каждая из "катапульт" срабатывает в строгом порядке (не опаздывает и не опережает строй), в едином потоке до вершины гребня волны силы, уносящей мяч в полет. Нарушение гармонии ускорения приводит к набеганию волн силы друг на друга, они сталкиваются как противозначные и взаимно уничтожаются, что и приводит к травмам в тех местах тела, где они встречаются.

Если же гармония ускорения движений в броске нарушается, то баллистическая волна импульса силы начинает "разбрызгиваться", мышцы работают на разрыв, движения — на слом. Причина: сам спортсмен создает дополнительный импульс силы, который вместо ламинарного, спокойного и стройного потока импульса силы дает турбулентный, бурлящий, сметающий на своем пути все процессы регуляции движений и вихрем проносящийся по телу, ломая и скручивая его в самых непредвиденных направлениях.

Во-вторых — организуется ход мысли, направленной на активное торможение отработавших "катапульт". Мышечные усилия, направленные на торможение звеньев тела, должны включаться в те моменты движения, когда волна импульса силы завершает перекат на каждую очередную "катапульту". После завершения торможения скорость перемещения "катапульты" в свободных движениях близка к нулю. Иначе говоря, торможение отработавших "катапульт" осуществляется ступенчато и волнообразно. Заканчивается волна торможения в момент вылета мяча из последней "катапульты" — кистей рук. Они в этот миг должны иметь, как говорится, нулевую скорость, а все тело, вытянутое вверх, застывает в неподвижной позе.

Страницы: 1 2 3

Читайте также:

База и методы исследования
Проведенный анализ теоретических данных, касающихся различных аспектов развития психических расстройств позволил наметить подходы к осуществлению экспериментальной части нашего исследования. В соответствии с его программой, нами было пров ...

Общая характеристика памяти
Общепринятое в психологии определение рассматривает память как совокупность процессов заучивания, хранения и воспроизведения. Запишем его следующим образом: Память — когнитивный процесс, который представляет собой систему узнавания, запо ...

Понятие бессознательного
Бессознательное — это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. Являясь психическим (поскольку понятие психики шире, чем понятие «сознания», «сознат ...