Развитие основных свойств восприятия

Другая психология » Психологическая сущность игр дошкольников » Развитие основных свойств восприятия

Страница 2

3. Фрейд, например, считал, что ребенок побуждается к игре чувством собственной неполноценности. Не имея возможности в действительности быть доктором, шофером или воспитательницей, ребенок замещает эту реальную роль игрой. В этой вымышленной жизни он «изживает» присущие ему влечения и желания. Хотя приведенные объяснения игры кажутся как будто неодинаковыми, однако все эти авторы утверждают, что в основе игры лежат инстинктивные, биологические потребности ребенка: его влечения и желания. Желания эти возникают самопроизвольно (спонтанно). Они просто вызревают по мере развития ребенка и проявляются в его играх независимо от того, как и где этот ребенок живет, как и кем воспитывается. Педагог не может способствовать возникновению детской игры и не может использовать ее для развития самих играющих детей — считают эти авторы. Принципиально иначе подходят к объяснению природы игры русские и советские ученые. Уже в дореволюционное время А. И. Сикорский, П. Ф. Каптерев, П. Ф. Лесгафт, К- Д. Ушинский высказывались за своеобразие игры как подлинно человеческой деятельности.

Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, а затем многие педагоги и психологи (Д. В. Менджерицкая, А. В. Черков, Р. И. Жуковская, Д. Б. Эльконин, П. Г. Саморукова, Р. М. Римбург, А А. Люблинская, А. П. Усова) углубили анализ игры и строго научно объяснили эту своеобразную детскую деятельность.

Существуют разные виды игр; подвижные (с правилами), дидактические, игры-драматизации, конструктивные. Особое значение в развитии детей от 2 до 7 лет имеют творческие, или ролевые, игры.

А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л. В. Запорожец называют ролевую игру ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Ролевая игра возникает и существует в связи с другими видами детской практики: в первую очередь с наблюдениями окружающей жизни, слушанием рассказов и беседами со взрослыми. Меньшая импульсивность детей в сюжетно-ролевой игре, когда потребности и желания приобретают большую по сравнению с обыденной жизнью силу. Л.С. Выготский предположил, что ролевая игра возникает в результате сильных, напряженных потребностей, удовлетворение которых невозможно для ребенка в его обычной жизни, но возможно в условиях игры. Именно поэтому в ролевой игре старших дошкольников практически отсутствует импульсивное поведение, так как вся игровая деятельность направлена на удовлетворение конкретной сильной потребности (желания).

Творческие (ролевые) игры детей характеризуются следующими особенностями:

1.Игра представляет собой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни людей. Изучение начальных форм игры и ее развития у маленьких детей {Р. Я- Лехтман-Абрамович, Ф. И. Фрадкина, М. Ю. Кистяковская) показывает, что она возникает па основе подражания и манипулятивных действий с предметами. В конце первого и на втором году жизни в периоды бодрствования ребенок совершает особенно много манипулятивных действий. Воспроизводя своими движениями действия взрослого с предметом, ребенок баюкает куклу, кормит ее с ложечки, вытирает посуду, ставит мишке градусник.

Сопровождая такие действия отдельными словами, вроде «бай-бай», «кушай», «больно?», которые также являются подражанием речи взрослых в соответствующих обстоятельствах, ребенок осваивает новую для него игровую деятельность.

У трех-, четырехлетнего дошкольника игры представляют собой уже такую цепь действий, в которых он воссоздаст целые сцепки из хорошо знакомой ему жизни взрослых людей. Девочка действует, как мама. У старших дошкольников эта же игра более детализирована, и в то же время она включает в себя все больше и больше действий разных персонажей. Дети воспроизводят множество деталей поведения взрослых, их речь, отношения.

Страницы: 1 2 3 4 5

Читайте также:

Научные подходы к пониманию проблем общения в социальной психологии
А.А. Бодалев утверждает, что в историческом плане можно выделить три подхода к изучению проблемы общения: информационный (ориентированный на передачу и прием информации); интеракциональный (ориентированный на взаимодействие); реляционный ...

Психологическая диагностика
Начнем с психодиагностики. Различают психодиагностику как науку (сферу знаний) и психодиагностику как практическую деятельность. Схема 1.1. Психодиагностика как сфера практики опирается на психодиагностику как науку. Л.Ф. Бурлач ...

Виды экстремальности
Раннее мы рассмотрели, из чего складывается экстремальность, ее отличие от просто травматической ситуации. Также охарактеризовали условия экстремальности, приводящие к трансформация бытия и смысловой сферы личности. Необходимо конкретизир ...