В работах, посвященных данной проблематике показано, что умение профессионала оперировать длительностями от 120 мс до 60 секунд значительно улучшает результаты в управлении скоростными действиями, "в частности латентным временем простой двигательной реакции".
По данным Цуканова Б.И., особенность переживания времени обуславливается величиной собственной единицы времени, которая также определяет темпоральную специфику движений человека.
Некоторые авторы использует термин психологические часы, подразумевая, что индивид обладает неким таймером – аналогом физических часов, который отсчитывает импульсы с определенной частотой и с индивидуальной точностью. Этим и объясняется факт, что одни люди успешнее других ориентируются во времени. В работе Цуканова Б.И., в дальнейшем Беспалова Б.И., Леонова С.В., показано, что помимо точности часов следует выделять и такой показатель, как их устойчивость.
Для определения точности и устойчивости восприятия времени человеком применяются методы отмеривания, оценивания, воспроизведения, сравнения временных интервалов.
Механизм работы психологических часов в задачах оценивания, отмеривания состоит в подсчете длительности событий с помощью субъективных единиц счета. Точность хода таких часов (их отклонение от показаний физических часов) определяется средним значением абсолютной ошибки оценивания или отмеривания длительности, а устойчивость хода можно оценить по дисперсии и ре-тестовой надежности таких ошибок. Ввиду того, что физическая длительность субъективных единиц счета лабильна и зависит от состояния человека, его тренированности, условий решения задач и пр., то точность и устойчивость хода психологических часов в задачах субъективного оценивания и отмеривания длительности, по данным Б.И. Цуканова и других авторов, довольно низкая, что следует учитывать при использовании этих показателей в психодиагностических целях.
Практическая задача данной работы состояла в построении для каждого спортсмена интегрального психодиагностического профиля, по которому можно судить о состоянии психомоторной и эмоциональной сферы спортсмена, о характеристиках его темперамента, о временной перспективе личности.
Также решалась исследовательская задача, которая заключалась в выявлении тех специфичных методик, тестовых заданий которые были бы релевантны профессиональной деятельности спортсмена-дзюдоиста.
В исследовании приняло участие 11 спортсменов женской сборной команды России по дзюдо. С каждой спортсменкой было проведено 3 бланковых и 8 инструментальных тестов:
· Воспроизведение Длительности Стимулов (ВДС) (Хроноскоп 20069
· Диагностика чувства времени спортсменом (Хроноскоп 2009)
· Диагностика ведущей руки спортсмена (Активациометр АЦ 9).
· Диагностика силы-слабости нервной системы (Активациометр АЦ 9).
· Диагностика функциональной асимметрии полушарий головного мозга (Активациометр АЦ 9).
Диагностика психоэмоционального состояния по активации полушарий головного мозга (Активациометр АЦ 9).
Координация движений рук (Активациометр АЦ 9).
Реакция на движущийся объект (Активациометр АЦ 9).
Временная перспектива личности (опросник Ф.Зимбардо).
Психологический возраст (опросник Головаха, Кроник).
Павловский Опросник Темперамента (опросник Я. Стреляу)
Также с каждым спортсменом и его тренером проводилось интервью, в ходе которого выяснялись особенности ведения поединка дзюдоистом, его сильные и слабые стороны, наиболее значимые проблемы, с которыми сталкиваются борцы в ходе тренировочной программы.
Результаты исследования показали, что наиболее актуальными методиками для спортсменов-дзюдоистов оказались "Диагностика чувства времени спортсменов", "Координация движения рук". Практически все спортсмены отметили актуальность заданий для их профессиональной деятельности и выразили желание потренироваться именно в прохождении инструментальных тестов, связанных с темпоральной перцепции. Это, по их мнению, будет способствовать улучшению выполнения профессионально важных действий, поможет осознать чувство темпа и ритма ведения поединка.
Читайте также:
Заключение.
Проводимое нами исследование ставило перед собой целью изучение особенностей профессионального самоопределения на разных этапах развития личности. В качестве гипотезы выступило предположение о том, что на профессиональное самоопределение ...
Специфика полоролевых отношений в юношеском возрасте
В рамках нашего исследования, имевшего целью изучение особенностей гендерной идентичности современных юношей и девушек на разных возрастных этапах юности, нами было проведено обследование 296-ти студентов средних специальных и высших учеб ...
Основные стратегии организации профориентационной помощи
Традиционно выделяют две основные стратегии (подходы) в профессиональном самоопределении: диагностическую (диагностико-рекомендательную) и развивающую. Но можно представит и несколько дифференцированные направления работы, разбив их услов ...


Навигация сайта