В ходе анкетного опроса было установлено, что 53% опрошенных школьников имеют конфликты с учителями, родителями, сверстниками. 38% - регулярно курящих подростков. 40,4 % опрошенных - время от времени посещают вечеринки, где употребляют спиртные напитки. 27,2 % - время от времени прогуливают школу. 75 % опрашиваемых подростков проживают в неполных семьях, что дает нам возможность отнести данных подростков к «группе риска». Так как по данной методике выявлено большое количество подростков, имеющих эпилептоидный, лабильный, гипертимный типы, то рассмотрим их поподробнее, соотнося при этом с критериями отклоняющегося поведения (данные анкеты) (табл.1).
Тип акцентуации «Опросник Шмишека» |
эпилептоидный |
лабильный |
гипертимный |
Критерии отклоняющегося поведения | |||
Неполная семья |
49% |
66,7% |
50 % |
Прогулы |
20% |
28,1% |
23% |
Алкоголизация подростков |
24,8% |
20% |
26% |
Склонность к курению |
46% |
43% |
38% |
Склонность к употреблению наркотических веществ |
0 % |
0% |
0% |
Возрастная планка сексуальных отношений |
16 лет- 95,6% |
15 лет – 56% |
17 лет – 64% |
Конфликтность с родителями, друзьями, учителями |
85,7% |
100% |
87% |
По результатам дополнительных шкал, проведенной методики Шмишека определена наибольшая склонность к девиантному поведению у подростков, акцентуации характера которых относятся к эпилептоидному и лабильному типами. Эти данные подтверждаются и результатами анкетных данных. При сопоставлении выявлено, что у эпилептоидного типа и лабильного типа очень высокие процентные показатели, определяющие девиантность. У гипертимов прослеживается тенденция к девиантному поведению лишь у 50 % испытуемых.
Таким образом, на основании проведенного исследования, при анализе данных, полученных по применяемым методикам: опросник Шмишека и анкетирование, можно говорить, что эпилептоидный и лабильный типы определяют девиантное поведение подростков.
Очевидно, что раннее выявление как физиологических особенностей ребенка, так и неблагоприятных ситуаций воспитания могло бы способствовать коррекции его поведения, прежде всего созданием социальных условий, необходимых для формирования полноценной личности, для полноценной социализации ребенка. Процесс коррекции отклоняющегося поведения осложнен тем, что требует индивидуального подхода и к каждому родителю, педагогу (учителю) работающему с ребенком. Необходимо знать природу отклоняющегося поведения, владеть диагностикой, методами коррекции. Также для эффективности деятельности необходимо привлекать дополнительный материал по педагогике, медицине, возрастной психологии, физиологии, превентивной педагогике, социальной педагогике и психологии, юриспруденции. И здесь возрастает роль медико – психолого - педагогической диагностики. Раннее проведение психологической диагностики позволяет выявить дефект в развитии психической деятельности и вовремя составить личностно- ориентированную на конкретного ребенка программу коррекции воспитания и образования. Если отклоняющееся поведение связано с аномалиями нервной и психической деятельности, то ребенок должен быть осмотрен психиатром и пролечен всеми необходимыми средствами. При этом обязательно должна быть оказана психологическая и психотерапевтическая помощь семье. При проведении реабилитационных и лечебно-коррекционных мероприятий усилия врачей, психологов и педагогов объединяются. Поэтому выделяют педагогическую, психофармакологическую, психотерапевтическую и психологическую коррекцию, направленную на развитие отдельных психических процессов.
Читайте также:
Психологическая помощь семье, имеющей ребёнка с нарушением интеллекта
Семьи, воспитывающие умственно отсталого ребёнка, характеризуются следующими признаками:
• родители испытывают нервно-психическую и физическую нагрузку, усталость, напряжение, тревогу и неуверенность в отношении будущего ребёнка;
• личн ...
Основные мотивы символдрамы для детей и подростков.
Мотив Луг
Мотив луга имеет очень широкое символическое значение. В работе с детьми и подростками он используется как исходный образ каждого психотерапевтического сеанса, после представления которого можно попросить представить ручей, гор ...
Научные подходы к пониманию проблем общения в социальной психологии
А.А. Бодалев утверждает, что в историческом плане можно выделить три подхода к изучению проблемы общения: информационный (ориентированный на передачу и прием информации); интеракциональный (ориентированный на взаимодействие); реляционный ...
Навигация сайта