Заключение

В ходе написания данной дипломной работы мною был рассмотрен ряд теоретических вопросов, проанализированы некоторые психологические концепции, и проведено практическое исследование. А именно: существует психологический процесс, именуемый работой личности. Эта работа позволяет личности в частности осмыслить мир и свое место в нем. У каждого человека есть своя система смыслов и ценностей, что формирует жизненную основу, составляя главный смысл жизни. Если смыслообразование нарушается, например,в экстремальной ситуации, личность испытывает стресс и получает психологическую травму. Так, По мнению М. Ш. Магомед-Эминова, экстремальная ситуация способна изменить смысловую сферу личности в направлении формирования биполярной смысловой структуры, элементами которой будут являться смыслы, организованные вокруг идеи «жизни», с одной стороны, и «смерти» - с другой. Нам также близка идея о ведущей роли смыслового конфликта в механизмах переживания последствий психической травмы, однако при рассмотрении событий, вызвавших психотравму, мы не ограничиваемся только так называемыми «аномальными», сталкивающими человека с опытом смерти

Травма является транзитным феноменом - структура травмы возникает в сфере перехода.

Придерживаясь представления о наличии противоречия в смысловой системе личности, переживающей неблагоприятные психологические последствия травматического опыта, мы делаем акцент на функционировании временных локусов смысла, то есть смыслов настоящего в контексте формирования определенного отношения к будущему и прошлому опыту индивида. Необходимым условием эффективного для индивида функционирования в социуме является синхронизация смысловых локусов. Процесс синхронизации временных локусов формирует особое состояние личности - актуальное смысловое состояние, которое и регулирует процесс интеграции личности и окружающей действительности.

Поэтому преодоление травмы и стресс - это особая смысловая трансформация, смысловая работа личности. С этой точки зрения не всякая экстремальная ситуация может считать травмирующей. А посттравматическое стрессовое расстройство личности может иметь и позитивные последствия в триаде «расстройство-стойкость-рост». Поэтому военные, побывшие в горячих точка Чечни при наличии достаточной мотивации и хорошей реабилитационной программы могут преодолеть расстройство, получив дополнительные возможности для развития личности, так называемого посттравматического роста. На первом этапе практического исследования группа военных из 30 человек тестировалась по пяти методикам: шкале влияния травматического события Хоровица, опроснику посттравматического роста (ОПТР) Тадеши и Калхауна, Миссисипской шкале боевого травматического опыта, методике нарративного анализа и методике незаконченных предложений. В ходе диагностического исследования было выявлено, что у подавляющего большинства участников тестирования сильно выраженное посттравматическое стрессовое расстройство, но одновременно существует тенденция к посттравматическому росту.

После этого военных поделили на две группы, в первой не проводилась реабилитационная программа, а во второй - проводилась. На контрольном этапе все тесы были повторены. И выяснилось, что во второй группе посттравматическое стрессовое расстройство прошло у всех испытуемых, а показатели посттравматическому роста заметно увеличились. Таким образом, была подтверждена рабочая гипотеза о том, что военные, прошедшие психологическую реабилитацию, переносят травматический опыт легче, чем те, которые не прошли психологическую реабилитацию. Таким образом, цель выполнения данной работы можно считать достигнутой.

Читайте также:

Особенности коррекционной работы с умственно-отсталыми детьми
Психологическая коррекция - направленное воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования ребенка. Это обоснованное воздействие на внутренний мир человека, при котором псих ...

Формирование характера
Характер не наследуется и не является прирожденным свойством личности, а также не является постоянным и неизменным свойством. Характер формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его воспитания. Вли ...

Общие и специфические закономерности психического развития
В отечественной психологии интерес к закономерностям психического развития при различных типах недостаточности возник уже давно. Первым, кто пытался целенаправленно рассмотреть вопрос о наличии закономерностей психического развития, прояв ...