Дети из детского дома

Страница 2

испытуемых общий показатель интеллекта свидетельствовал об умственной отсталости (

IQ

– ниже 70).

Ø Школьные успехи детей

Как соотносится уровень развития интеллекта, психологически определяемый с помощью коэффициента интеллекта, со школьными успехами детей? Низкая школьная успеваемость – следствие низкого интеллекта. Однако Й. Лангмейер и З. Матейчек на основании специальных исследований пришли к выводу: данная предпосылка полностью подтверждается у группы детей из «хороших семей», уже менее – у группы детей из «плохих семей» и еще менее – у детей, воспитывающихся в детских учреждениях (5, стр. 97)

Ø Желания детей

Мотивационные предпочтения детей, свидетельствуют о том, что для воспитанников школы – интерната характерно ярко выраженное доминирование желаний, непосредственно связанных и их повседневной жизнью, учением, выполнением режимных моментов, правил поведения. В то же время их сверстников из обычной школы наряду с повседневными заботами волнуют и многие проблемы, выходящие за рамки их личного опыта. Если школьники выражают свои пожелания в изъявительном наклонении, то воспитанники интерната – чаще всего в сослагательном. И это неслучайно. Воспитанники школы – интерната как бы не уверены в своем праве на желание, частицей «бы» они как бы отстраняют себя от своего желания, не чувствуя себя хозяевами своих желаний.

Ø Я хочу… Я мечтаю…

В отличие от младших воспитанников, у подростков из интерната достаточно много высказываний, в которых отражаются переживания, связанные с их семейным неблагополучием, их желанием жить в нормальной семье и посещать обычную школу: «Я бы хотел, чтобы у меня были родители»; «Я мечтаю, что мама начнет новую жизнь»; «Я хочу помочь маме разобраться в жизни». С такими ответами в обычной школе не встречаются. Особенно обращает на себя внимание незначительное число, бедность и однообразие у подростков из интерната действий, в которых отражаются мотивы, связанные с собственной личностью, с ее развитием: «Я хочу стать сильным и честным», «Я мечтаю избавиться от своих недостатков». Таких высказываний в интернате значительно меньше, чем в обычной школе.

Таким образом, можно сделать вывод, что физическое развитие (рост, размер головы, вес) в основном тем лучше, чем длительнее период времени, прожитый ребенком в учреждении. Но уровень интеллекта оказался в очевидном противоречии с физическим развитием: чем раньше дети поступали в учреждение, тем заметнее было запаздывание развития их интеллекта. Следствием этого является низкая школьная успеваемость, нарушения мотивационной сферы, а также заниженная самооценка. Вот почему данные, полученные в интернате, вызывают тревогу.

Страницы: 1 2 

Читайте также:

Краткие биографические сведения о жизни Иоанна Дамаскина
О жизни Иоанна Дамаскина известно очень мало[39]. Родился он около 680 года[40] (по некоторым источникам около 675[41] или даже в начале VIII века) в столице Сирии Дамаске. Он был родом из христианской семьи, жившей в оккупированном мусул ...

Предпринимательская активность в структуре индивидуальности
Исследования проблем активности в русле теории интегральной индивидуальности достаточно условно можно разделить на два направления: теоретическое и теоретико-экспериментальное. Первое из них связано с концепцией метаидивидуального мира Л. ...

Психология восприятия современной городской среды
Городская среда, являясь постоянно воспринимаемым визуальным фактором, оказывает большое влияние на психическое самочувствие горожан, таким образом, это фактор, который следует тщательно изучить, прежде чем приступать к каким-либо изменен ...