Алкогольное поведение как игру позволяющую манипулировать чувствами и действиями окружающих рассматривает трансактный анализ. Трансакция-это действие, переходящее в ответное действие или состояние другого объекта и как бы рассчитанное на такой трансформированный возврат. Употребление спиртного выступает как случайное удовольствие, дополнительное преимущество, процесс, ведущий к кульминации-похмелью. Удовольствие, получаемое от похмелья,-это способ привлечь внимание к себе и своим переживаниям, завести «преследователя» в тупик и получить от него прощение. Низкая самооценка обуславливает страх перед психологическими интимными отношениями, предполагающими самораскрытие. В целях их избегания возникает и поддерживается потребность сохранять отношения игры. Такие личностные качества как лживость и хитрость больных алкоголизмом не являются изначально присущими им, а выступают как неотъемлемая часть роли, разыгрываемой в рамках той или иной трансакции, истинная причина появления которой в репертуаре поведения больного заключается в патологическом влечении к алкоголю.
Бихевиоральное направление объясняет алкоголизм как усвоенное поведение, подчиненное закономерностям научения. Особое значение придается напряжению и тревоге, являющихся составными частями стрессовых ситуаций, в которых происходит патологическое научение. С точки зрения бихевиорального направления алкоголь выполняет следующие функции: 1) социальной формы неадекватного поведения; 2) единственно доступной для личности формы привлечь к себе внимание; 3) средства в ситуациях стресса; 4) способа уклониться от участия во многих нежелательных ситуациях.
Согласно мотивационно-потребностным теориям алкоголизма мотив сдвигается на цель, т.е. вспомогательное действие теперь занимает ведущее место в иерархии мотивах. Но для того, чтобы алкогольная мотивация обрела черты патологического влечения, лежащие в основе обращения к алкоголю, должны непременно иметь высокую субъективную, чаще всего аффективную значимость. По мнению Б. С. Братусь алкогольная потребность формируется на основе иллюзорного удовлетворения иных, нормальных, потребностей человека, т.е. путем замещения, характерного для патологических влечений. Основными психологическими причинами, как считает автор, являются: 1) возможность удовлетворения желаний и разрешения конфликтов, которые дает состояние опьянения для длительно пьющего человека, научившегося опредмечивать в этом состоянии самые разные актуальные потребности; 2) психолого-социальные условия. Социальные преграды утрачивают для больного свое значение, личность целиком подчиняется патологической мотивации, и поведение ее становится достаточно стереотипным. За этими изменениями всегда скрывается индивидуальные особенности опредмечивания с помощью алкоголя и ритуалов его потребления нереализованных потребностей человека. Изменение личности идет путем изменения потребности мотивов, разрушения преморбидных установок, сужения круга интересов.
На основании факторного анализа массива данных американские ученые выделили восемь подгрупп больных алкоголизмом каждая из которых имеет свои, не повторяющиеся в других подгруппах группах свойства. Классификация строится на основе выделения ведущих мотивов и способов удовлетворения потребностей, которые определяют содержательную сторону влечения к алкоголю. С этих позиций обращение к алкоголю может быть дифференцированно следующим образом:
Читайте также:
История возникновения психогенетики
Большинство направлений в науке возникает в связи с запросом общества или рождается в результате практической деятельности человека. Если говорить о генетике в целом, то совершенно очевидно, что практическая генетика уходит корнями в глуб ...
Генетика и общество
История генетики насчитывает немногим более столетия. Это очень короткий период истории по сравнению со многими другими науками, однако даже за этот небольшой срок она успела значительно повлиять на общественное сознание. Бурно развивающа ...
Тифлопсихология как наука о закономерностях психического развития слепых и
слабовидящих
Тифлопсихология как раздел специальной психологии, изучающий психическое развитие лиц с нарушением зрения, получила свое название от греческого «tiphlos» - слепой и сначала занималась лишь психологией слепых. В настоящее время объектом из ...
Навигация сайта