Причины акцентуаций характера у подростков

Страница 2

Именно поэтому ребенок часто просто не включается в процесс, реализуемый взрослыми. Отсутствие единых требований снижает эффективность воспитательного процесса, тормозит формирование у детей волевых компонентов деятельности, самостоятельности, ответственности, а также эмпатии и способности детей заботиться о других, что приводит к обострению акцентуаций характера детей.

И.В. Дубровина отмечала, что в основе психического здоровья ребенка лежит его полноценное психическое развитие на каждом возрастном этапе, когда созданы условия для удовлетворения его потребностей в деятельности, общении, познании, характерные для соответствующего возрастного периода.

Однако если соответствующих социальных условий не создано, то не могут своевременно сформироваться возрастные новообразования и развиваться индивидуальные возможности ребенка, что и является причиной нарушения его психического здоровья. Она подчеркивает, что в настоящее время взрослые мало внимания уделяют воспитанию ребенка – как в семье, так и в образовательных учреждениях.

Детские учреждения и родители ориентированы на интеллектуальное развитие детей, а их мотивационное, эмоциональное, нравственное развитие выносят за рамки программ. Однако нарушение баланса между интеллектуальным и мотивационно-потребностным развитием приводит к дисгармонии психического и личного развития детей. Поэтому повышение тревожности и агрессивности современных детей она рассматривает как следствие их эмоционального неблагополучия.

Важным фактором неблагоприятной социальной ситуации развития детей, по нашему мнению, является также характерное для настоящего времени резкое рассогласование усилий педагогов и родителей, доходящее иногда до их конфликтного противостояния. При этом взрослые часто не понимают реальных эмоциональных состояний детей, не могут реально оценить их возможностей, т.к. у них порой отсутствуют представления о возрастных особенностях детей и характерных для этого периода типах деятельности.

Таким образом, сложившаяся в настоящее время социальная ситуация развития детей в целом неблагоприятна для формирования у них основных психологических новообразований.

В этих условиях неудивительно, что у большинства детей при поступлении ребенка в школу отмечается отсутствие учебной мотивации, которая может сформироваться у ребенка только как следствие возникновения у него личного самосознания и осознания им своего места в системе отношений со взрослыми.

Недостаточная произвольность психических процессов, отмечаемая педагогами у детей младшего школьного возраста, является следствием отсутствия внимания взрослых к важности усвоения дошкольниками правил и норм поведения. Взрослые ослабили требования к волевым усилиям ребенка, в результате чего он эмоционально не включен в деятельность, а акцент на интеллектуальном развитии детей привел к тому, что они не могут испытать радости достижения в игре по правилам. Инфантилизм и эмоциональная незрелость детей определяется их этическим и эмоциональным недоразвитием, обусловленным практикой вседозволенности в их воспитании.

Именно эти причины лежат в основе часто наблюдаемых у многих детей личностных искажений в форме акцентуаций характера, которые по сути являются психологической защитой от неблагоприятных условий их развития. [13,c.6].

Таким образом, основной причиной проявления акцентуаций являются неблагоприятные факторы семейного воспитания, среди которых ведущее место отводится отсутствию теплых эмоциональных отношений с матерью.

Страницы: 1 2 

Читайте также: