Причины акцентуаций характера у подростков

Страница 2

Именно поэтому ребенок часто просто не включается в процесс, реализуемый взрослыми. Отсутствие единых требований снижает эффективность воспитательного процесса, тормозит формирование у детей волевых компонентов деятельности, самостоятельности, ответственности, а также эмпатии и способности детей заботиться о других, что приводит к обострению акцентуаций характера детей.

И.В. Дубровина отмечала, что в основе психического здоровья ребенка лежит его полноценное психическое развитие на каждом возрастном этапе, когда созданы условия для удовлетворения его потребностей в деятельности, общении, познании, характерные для соответствующего возрастного периода.

Однако если соответствующих социальных условий не создано, то не могут своевременно сформироваться возрастные новообразования и развиваться индивидуальные возможности ребенка, что и является причиной нарушения его психического здоровья. Она подчеркивает, что в настоящее время взрослые мало внимания уделяют воспитанию ребенка – как в семье, так и в образовательных учреждениях.

Детские учреждения и родители ориентированы на интеллектуальное развитие детей, а их мотивационное, эмоциональное, нравственное развитие выносят за рамки программ. Однако нарушение баланса между интеллектуальным и мотивационно-потребностным развитием приводит к дисгармонии психического и личного развития детей. Поэтому повышение тревожности и агрессивности современных детей она рассматривает как следствие их эмоционального неблагополучия.

Важным фактором неблагоприятной социальной ситуации развития детей, по нашему мнению, является также характерное для настоящего времени резкое рассогласование усилий педагогов и родителей, доходящее иногда до их конфликтного противостояния. При этом взрослые часто не понимают реальных эмоциональных состояний детей, не могут реально оценить их возможностей, т.к. у них порой отсутствуют представления о возрастных особенностях детей и характерных для этого периода типах деятельности.

Таким образом, сложившаяся в настоящее время социальная ситуация развития детей в целом неблагоприятна для формирования у них основных психологических новообразований.

В этих условиях неудивительно, что у большинства детей при поступлении ребенка в школу отмечается отсутствие учебной мотивации, которая может сформироваться у ребенка только как следствие возникновения у него личного самосознания и осознания им своего места в системе отношений со взрослыми.

Недостаточная произвольность психических процессов, отмечаемая педагогами у детей младшего школьного возраста, является следствием отсутствия внимания взрослых к важности усвоения дошкольниками правил и норм поведения. Взрослые ослабили требования к волевым усилиям ребенка, в результате чего он эмоционально не включен в деятельность, а акцент на интеллектуальном развитии детей привел к тому, что они не могут испытать радости достижения в игре по правилам. Инфантилизм и эмоциональная незрелость детей определяется их этическим и эмоциональным недоразвитием, обусловленным практикой вседозволенности в их воспитании.

Именно эти причины лежат в основе часто наблюдаемых у многих детей личностных искажений в форме акцентуаций характера, которые по сути являются психологической защитой от неблагоприятных условий их развития. [13,c.6].

Таким образом, основной причиной проявления акцентуаций являются неблагоприятные факторы семейного воспитания, среди которых ведущее место отводится отсутствию теплых эмоциональных отношений с матерью.

Страницы: 1 2 

Читайте также:

Профессиональные цели студентов
Данная тема выбрана мною не случайно. Я, как представитель социальной группы молодёжи, очень заинтересована, чтобы мои профессиональные цели успешно реализовались. Для этого необходимо разобраться, что же такое профессиональные цели, один ...

Проявление одаренности
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьм ...

Адаптация к школьному обучению детей в возрасте 6-7 лет и анализ причин дезадаптации
Адаптация к школе-перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально волевой сфер ребёнка при переходе к систематическому организационному школьному обучению «Благополучное сочетание социальных внешних условий ведёт к адаптированнос ...