Основные подходы к понятию "образовательная среда"

Другая психология » Психологическая безопасность образовательной среды » Основные подходы к понятию "образовательная среда"

Страница 4

- социальный, т. е. пространство условий и возможностей, которое создается в межличностном взаимодействии между субъектами учебно-воспитательного процесса (учащимися, педагогами, администрацией, родителями, психологами и другими,

- психодидактический, т. е. комплекс образовательных технологий (содержания и методов обучения и воспитания), построенных на тех или иных психологических и дидактических основаниях [68].

В соответствии с этими компонентами строится проектирование и моделирование (конкретизация для данного класса, школы) образовательной среды как системы возможностей, отвечающих потребностям познавательного и личностного развития учащихся.

Основной причиной, обусловившей активное введение в психологию образования понятия "образовательная среда", является, на наш взгляд, изменение исходных оснований построения современных образовательных технологий. Речь идет о том, что в настоящее время активно происходят:

- смена образовательных парадигм, т. е. тех исходных дидактических и психологических оснований, на которых построены содержание и методы обучения, характерные для данной образовательной технологии,

- изменение целей обучения, изменение представлений о развитии способностей учащихся в ходе обучения.

Образовательные процессы сводятся к взаимодействию подсистем среды через деятельность человека и созданию в пространстве и времени характерных для данного учебного учреждения устойчивых структур, реализующих эту деятельность и оказывающих влияние на развитие личности.

Вопросы психоэмоционального восприятия образовательной среды перекликаются с концепцией среды как места человеческого существования К. Норберга-Шульца, которая связана с философским учением одного из основоположников философии экзистенциализма М.Хайдеггера. Выдвинутая Норбергом-Шульцем концепция понимания взаимодействия человека со средой основана на реакции личности на ситуацию, как продукт развития взаимодействия индивида с его окружением [5].

Учащийся не просто проникает в окружающий мир, но постигает разные миры, являющиеся отражением настоящего и прошлого человеческого опыта аккумулированного в данном конкретном учебном заведении. В качестве интегративной ценности образовательной среды должно выступать восприятие человеком образовательного пространства учебного учреждения как "своего". Психологическое содержание такого восприятия определяется через взаимосвязь действительно реального образовательного пространства с нереальным воображаемым, желаемым. Исторически, правомерно говорить о Geneus Loci (дух места). Представляется оправданным, что Geneus Loci определяет психоэмоциональные характеристики учебного учреждения, вызывает у человека определённые ассоциации и оказывает опосредованное влияние на поведение человека уже в соответствии с духом места. Дух места - это понятие включает в себя преемственность и традиции учебного заведения.

Для восприятия среды, в том числе и образовательной, характерен надсуммарный эффект, заключающийся в том, что:

-"среда не имеет определённых, твёрдо фиксированных рамок во времени и пространстве,

- среда воздействует на все чувства, и информацию о среде мы получаем из сочетания данных всех органов,

- среда даёт не только главную, но и периферийную информацию,

- среда содержит всегда больше информации, чем мы способны сознательно зарегистрировать и понять,

- среда воспринимается в тесной связи с практической деятельностью; восприятие связано с действием и наоборот,

- любая среда наряду с физическими и химическими особенностями обладает психологическими и символическими значениями,

Страницы: 1 2 3 4 5

Читайте также:

Синдром раннего детского аутизма.
Детский аутизм описан Каннером в 1943 г. Это редкая форма патологии - встречается у 2-х из 10000 детей. Основные проявления синдрома - полное отсутствие потребности в контакте с окружающими. Развернутая клиника наблюдается в возрасте от 2 ...

Как освоить технику релаксации
Произвольное расслабление мышц (релаксация) основано на способности человека мысленно, при помощи образного представления отключать мышцы от импульсов, идущих от двигательных центров головного мозга. Правильное общее расслабление мышц свя ...

Психологическое развитие человека, динамика и процесс развития
М.Я. Басов считал идею развития человека "краеугольным камнем" современной науки, проникновение которой в психологию определяет процесс ее перестройки, а генетический метод он называл "единственным надежным компасом, опреде ...