- социальный, т. е. пространство условий и возможностей, которое создается в межличностном взаимодействии между субъектами учебно-воспитательного процесса (учащимися, педагогами, администрацией, родителями, психологами и другими,
- психодидактический, т. е. комплекс образовательных технологий (содержания и методов обучения и воспитания), построенных на тех или иных психологических и дидактических основаниях [68].
В соответствии с этими компонентами строится проектирование и моделирование (конкретизация для данного класса, школы) образовательной среды как системы возможностей, отвечающих потребностям познавательного и личностного развития учащихся.
Основной причиной, обусловившей активное введение в психологию образования понятия "образовательная среда", является, на наш взгляд, изменение исходных оснований построения современных образовательных технологий. Речь идет о том, что в настоящее время активно происходят:
- смена образовательных парадигм, т. е. тех исходных дидактических и психологических оснований, на которых построены содержание и методы обучения, характерные для данной образовательной технологии,
- изменение целей обучения, изменение представлений о развитии способностей учащихся в ходе обучения.
Образовательные процессы сводятся к взаимодействию подсистем среды через деятельность человека и созданию в пространстве и времени характерных для данного учебного учреждения устойчивых структур, реализующих эту деятельность и оказывающих влияние на развитие личности.
Вопросы психоэмоционального восприятия образовательной среды перекликаются с концепцией среды как места человеческого существования К. Норберга-Шульца, которая связана с философским учением одного из основоположников философии экзистенциализма М.Хайдеггера. Выдвинутая Норбергом-Шульцем концепция понимания взаимодействия человека со средой основана на реакции личности на ситуацию, как продукт развития взаимодействия индивида с его окружением [5].
Учащийся не просто проникает в окружающий мир, но постигает разные миры, являющиеся отражением настоящего и прошлого человеческого опыта аккумулированного в данном конкретном учебном заведении. В качестве интегративной ценности образовательной среды должно выступать восприятие человеком образовательного пространства учебного учреждения как "своего". Психологическое содержание такого восприятия определяется через взаимосвязь действительно реального образовательного пространства с нереальным воображаемым, желаемым. Исторически, правомерно говорить о Geneus Loci (дух места). Представляется оправданным, что Geneus Loci определяет психоэмоциональные характеристики учебного учреждения, вызывает у человека определённые ассоциации и оказывает опосредованное влияние на поведение человека уже в соответствии с духом места. Дух места - это понятие включает в себя преемственность и традиции учебного заведения.
Для восприятия среды, в том числе и образовательной, характерен надсуммарный эффект, заключающийся в том, что:
-"среда не имеет определённых, твёрдо фиксированных рамок во времени и пространстве,
- среда воздействует на все чувства, и информацию о среде мы получаем из сочетания данных всех органов,
- среда даёт не только главную, но и периферийную информацию,
- среда содержит всегда больше информации, чем мы способны сознательно зарегистрировать и понять,
- среда воспринимается в тесной связи с практической деятельностью; восприятие связано с действием и наоборот,
- любая среда наряду с физическими и химическими особенностями обладает психологическими и символическими значениями,
Читайте также:
Эмоциональные процессы и переживания личности
Для понимания эмоциональной специфики конфликтных взаимоотношений будет полезным определить эмоции и их функции в человеческой деятельности и общении, так как конфликт затрагивает жизненно важные процессы человека, деформируя или нарушая ...
Дебрифинг как основной метод профилактики ПТСР
Термин “психологический дебрифинг” означает кризисное вмешательство, предназначенное для того, чтобы ослабить и предупредить вызванную психической травмой стрессовую реакцию у нормальных людей, которые находятся в чрезвычайной стрессовой ...
Семейная обусловленность страхов
Рассмотрим существование страхов, как в полных, так и в неполных семьях.
Значительное увеличение числа страхов в неполных семьях происходит, прежде всего у мальчиков в старшем дошкольном возрасте. Отсутствие отца в семье нарушает формиро ...
Навигация сайта