Классификация акцентуаций характера у подростков

Страница 1

В 1964 году К. Леонгард дал развернутые описания 4 типов акцентуаций характера и 6 типов акцентуаций темперамента. На основе этих описаний Шмишек в 1970 году разработал личностный опросник, предназначенный для диагностики 10 акцентуаций у взрослых людей. Попытку творческого развития концепции К. Леонгарда предпринял отечественный психиатр А.Е. Личко, выделивший 11 типов акцентуаций характера у подростков и предложивший их оригинальное психологическое описание. Эти описания были проанализированы автором на основе теорий отношений В.Н.Мясищева, в результате чего появился новый тест для оценки акцентуаций – патохарактерологический диагностический опросник (ПДО). Следует заметить, что сходство между концепциями А.Е. Личко и К. Леонгарда чисто внешнее, например, эпилептоидный тип первого автора напоминает возбудимый второго, истероидный сходен с демонстративным. Однако анализ психологических характеристик в обеих схемах приводит к выводу об их глубоком различии и несопоставимости.[14,c.135]

По мнению К. Леонгарда акцентуации личности, прежде всего, проявляются в общении с другими людьми. Поэтому, оценивая стили общения, можно выделить определенные типы акцентуаций. В классификацию, предложенную К. Леонгардом, входят следующие типы:

1. Гипертимный тип.

Его характеризует чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики. Такой человек часто спонтанно отклоняется от первоначальной темы разговора. У него возникают эпизодические конфликты с окружающими людьми из-за недостаточно серьезного отношения к своим служебным и семейным обязанностям.

2. Дистимный тип.

Его характеризует низкая контактность, немногословность, доминирующее пессимистическое настроение. Такие люди являются обычно домоседами, тяготятся шумным обществом, редко вступают в конфликты с окружающими, ведут замкнутый образ жизни.

1. Циклоидный тип.

Ему свойственны довольно частые периодические смены настроения, в результате чего, так же часто меняется манера общения с окружающими людьми. В период повышенного настроения такие люди являются общительными, а в период подавленного – замкнутыми. Во время душевного подъема они ведут себя как люди с гипертимной акцентуацией характера, а в период спада – как люди с дистимной акцентуацией.

2. Возбудимый тип.

Данному типу присуща низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций. Нередко такие люди занудливы и угрюмы, склонны к хамству и брани, к конфликтам, в которых сами являются активной, провоцирующей стороной. Они неуживчивы в коллективе, властны в семье. В эмоционально спокойном состоянии люди данного типа часто добросовестные, аккуратные, любят животных и маленьких детей. Однако в состоянии эмоционального возбуждения они бывают раздражительными, вспыльчивыми, плохо контролируют свое поведение.

3. Застревающий тип.

Его характеризует умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. В конфликтах такой человек выступает инициатором, активной стороной. Он стремится добиваться высоких показателей в любом деле, за которое берется, предъявляет повышенные требования к себе; особо чувствителен к социальной справедливости, вместе с тем обидчив, уязвим, подозрителен, мстителен; иногда чрезмерно самонадеян, честолюбив, ревнив, предъявляет непомерные требования к близким и подчиненным на работе.

Страницы: 1 2 3 4

Читайте также:

Методы, использованные при изучении данного коллектива
При изучении данного коллектива было использовано немного методов, но этого вполне хватило, чтоб понять, что представляет данный коллектив и каждый индивид. Акцентуации характера (приложение 1): По итогам данного теста выяснилось, что ...

Причины и их проявления агрессии у детей дошкольного возраста
Большинство исследователей рассматривают агрессивность как врожденное качество; другие считают, что это – результат социализации. Вероятно, агрессивность является врожденным качеством личности, которое в процессе воспитания и становления ...

Психологическая помощь детям, лишённым родительского попечительства
Я хотела бы рассмотреть вопрос психологической помощи детям – сиротам и детям, лишенных родительского попечительства, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа. Эти дети, как правило, имеют непростые показатели в своем анам ...