Основные направления психологической помощи беженцам и вынужденным переселенцам

Другая психология » Психокоррекция стрессовых состояний жертв природных и социальных катастроф » Основные направления психологической помощи беженцам и вынужденным переселенцам

Страница 1

Психологические проблемы и психические расстройства вынужденных мигрантов показывает, что они носят комплексный характер, затрагивая все основные сферы личности: эмоциональную, когнитивную, поведенческую, мотивационно-потребностную, коммуникативную. Основной набор психологических проблем беженцев из стран составляют: 1. Посттравматические стрессовые расстройства у лиц с травматическим опытом, пережитым на Родине или в процессе миграции. 2. Стресс аккультурации, как реакция на новые социо-культурные условия в принимающей стране. 3.Различные невротические расстройства, в том числе, депрессии, суицидальность, тревожные расстройства, страхи. 4. Психосоматические расстройства. 5. Кризис идентичности. Оказываются следующие виды психологической помощи: Индивидуальное консультирование детей и взрослых помогает справиться с пережитыми травмами, культурным шоком, стрессом и трудностями адаптации. Семейное консультирование направлено на гармонизацию отношений между супругами, детьми и родителями, подорванными тяжёлыми жизненными испытаниями, а также неопределённостью положения и бытовыми трудностями на новом месте. Групповая работа с детьми и взрослыми направлена на интегрирование беженцев и лиц, ищущих убежище, в российское общество и развитие навыков межкультурного общения. Психокоррекционные программы разрабатываются в зависимости от типа проблемы клиента, личностных особенностей, уровня когнитивного развития, культурных особенностей, а также степени владения русским языком. В зависимости от особенностей клиента акцент делается на вербальных или невербальных методах; работа проводится в рамках индивидуального консультирования, индивидуальной терапии, или клиент включается в тренинговую группу. Разнообразными техниками и приёмами оказания психологической помощи: Арттерапия, Психодрама, Социодрама, Телесно-ориентированные практики, Сказкотерапия, Поддерживающая психотерапия, Индивидуальное консультирование. При работе со взрослыми беженцами и лицами, ищущими убежища, акцент делается на коррекции психического состояния, преодолении трудностей в межличностном общении, межкультурном взаимодействии и адаптации к новым условиям, личностных конфликтах, семейных проблемах - супружеских и детско-родительских. Особое место в индивидуальной работе занимает психодиагностика состояния и проблем мигрантов, что связано с затруднениями в формулировании запроса. В этом случае целесообразно применение как опросных, так и проективных методов, которые не только помогают выявлять наличие проблем, но и способствуют осознанию и пониманию необходимости их решения самим клиентом. В индивидуальной работе важно учитывать культурные аспекты. Например, на начальных этапах взаимодействия с беженцами фокусироваться не на личностных особенностях позволяющих снять психофизическое напряжение. Семейное консультирование Семейная психотерапия с мигрантами приносит успех, когда работа фокусируется на наиболее "аккультурированных" и мотивированных членах семьи, которые больше готовы к взаимодействию с психологом: посредством изменения части системы изменяется и система в целом. С наиболее "подготовленными" членами семьи проводятся также индивидуальные сеансы. Нередко функции психолога расширяются, и он выступает в роли педагога и культурного медиатора: помогает семье формировать открытую систему, использующую все наличные ресурсы общины. Для лучших результатов подключаются естественные системы поддержки - члены расширенной семьи, лидеры общин. Групповая работа Групповая психологическая работа с детьми включает тренинги, направленные на развитие коммуникационных навыков и навыков творческого самовыражения, на снижение уровня страхов и тревоги; занятия по арт-терапии. Ведется также групповая беженцев и вынужденных переселенцев, которая заключается в проведении регулярных тренингов по следующим темам: совершенствование межличностных отношений между членами группы, психологические основы информационного обмена, индивидуальные и культурные особенности организации и осуществления коммуникации, психотехника делового общения (беседы, телефонный разговор, организация и проведение дискуссии, публичного выступления), диагностика лидерских способностей и методы их развития, способы нормализации социально-психологического климата в группе, навыки психосоматической регуляции, развитие межкультурной сензитивности и др.

Страницы: 1 2 3

Читайте также:

Аспекты взаимодействия тела и психики
Тело человека — это живая, открытая, оптимально функционирующая сложнейшая, саморегулирующаяся и самообновляющаяся биологическая система с присущими ей принципами самосохранения и приспособляемости. Тело представляет собой единство множес ...

Методологическая структура педагогической деятельности
Педагогическая деятельность является сложно организованной системой ряда деятельностей[1]: самая первая из них - деятельность преподавателя, обучающего непосредственно. Педагог-предметник является отчужденным от функции и смысла целого, ...

Формирование социальной адаптации умственно-отсталых детей дошкольного возраста
В процессе формирования социальной адаптации умственно отсталых детей должны решаться следующие задачи: 1. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков. Основное вни ...