Виды и применение индивидуальной психокоррекции ПТСР

Страница 2

Виды индивидуальной психокоррекции

Рассмотрим психологические особенности различных видов индивидуальной психокоррекции: убеждения, внушения, психоанализа и логотерапии. Убеждение в основном применимо к людям, обладающим высоким уровнем интеллектуального развития и способным — если их удастся убедить — самостоятельно справиться со своими психологическими проблемами. Это, как правило, люди с достаточно развитой силой воли, но до начала психокоррекционного воздействия не убежденные в том, что у них действительно есть проблемы, над которыми стоит работать, или просто не верящие в то, что с помощью психолога им удастся эти проблемы решить.Убеждение начинается с выяснения того, что знает клиент о своих проблемах и как он их понимает. Затем психолог обсуждает и согласовывает с клиентом цели и задачи психокоррекции и только после того, как клиент согласится, начинает с ним работать. Психолог подробно разъясняет, что, как и почему он делает, а также — если в этом есть необходимость — объясняет причины возникновения и способ избавления от недостатков. Убеждение как метод психологического воздействия обычно применяется по отношению к маловнушаемым людям. Что же касается сильновнушаемых, то для них наилучший способ воздействия — внушение. Если клиент, кроме того, обладает высоким уровнем интеллектуального развития, то по отношению к нему целесообразно использовать убеждение и внушение в комплексе. Для психолога внушение — это более простой, а для клиента — менее эффективный способ воздействия, чем убеждение, так как при внушении не действует воля клиента, способная усилить психокоррекционный эффект. Но, с другой стороны, пользуясь внушением, можно быстрее добиться нужного результата, так как этот метод не требует длительных разъяснений и долгих дискуссий психолога и клиента. Но зато воздействие, основанное на чистом внушении, и исчезает гораздо быстрее, чем влияние, базирующееся на убеждении. Психологический механизм внушения основан на прямом влиянии психолога на подсознание клиента, на использование не только разума, но также чувств и эмоций. Внушение обычно используют в условиях, когда внимание и сознание клиента чем-то отвлечены. Наилучшие условия для внушения—в такой ситуации, при которой клиента вводят в состояние полного расслабления, в полугипнотическое или полное гипнотическое состояние. Это могут делать только специалисты, имеющие соответствующее медико-психологическое образование и профессионально владеющие техникой гипноза. Полугипнотическое внушение широко применяется, например, для психокоррекции дефектов речи, для избавления людей от дурных привычек: курения, пристрастия к наркотикам, алкоголю и др.

Понятие «социальный конфликт» в научной литературе употребляется как в узком, так и широком смысле слова. Социальный конфликт - в узком смысле слова - конфликт в социальной сфере жизни общества. Однако чаще понятие «социальный конфликт» употребляется в широком смысле слова. В данном случае под социальным конфликтом понимают любой вид борьбы между элементами социальной структуры общества и, прежде всего, между большими социальными группами людей, если они преследуют какие-либо общественно важные цели. При этом вовсе не обязательно, чтобы участников было неизмеримо много. Главное не в их количестве, а в том, ведут ли они себя как типичные представители большой социальной группы, выражают ли ее ценности, интересы и цели. Разрешение социальных конфликтов представляет собой социальный процесс, который можно определить как вид поступательного преобразования системы конфликтных отношений социальных субъектов, в результате которого осуществляется ее необратимый переход в качественно новое неконфликтное состояние, характеризуемое добровольным осознанным признанием субъектами и основными участниками конфликтного противоборства полного и окончательного его прекращения и созданием условий, предотвращающих его возобновление на той же основе и с тем же самым составом субъектов и участников. Во многих случаях разрешение социальных конфликтов важно рассматривать не только как процесс, но и как результат, характеризующий определенное качественное состояние отношений социальных субъектов, вовлеченных в конфликтное взаимодействие. Как состояние, разрешение социальных конфликтов, представляет собой результат целенаправленного воздействия социальных субъектов, объективно и субъективно заинтересованных в прекращении конфликтных противоборств, на систему конфликтных отношений с целью качественного ее преобразования в устойчивую систему неконфликтных отношений, характеризуемых полным отсутствием конфликтного взаимодействия сторон и преобладанием отношений сотрудничества, а также удовлетворенностью участников конфликта его исходом. совокупность природных условий оказывает определенное влияние на многие явления социальный жизни, в том числе и на процессы разрешения социальных конфликтов. В обыденном сознании конфликты, как правило, представляются чем-то патологическим, ненормальным. И действительно, многие общественные противоборства несут в себе достаточно большой деструктивный потенциал, тем более, если в ходе конфликтного взаимодействия используется оружие. Вместе с тем, далеко не каждый конфликт несет в себе угрозу безопасности общества: некоторые из них напротив, выполняют стабилизирующие, интегративные функции. Так, например, война, развязанная с соседним государством, чаще всего приводит к внутренней консолидации, преодолению смуты в обществе. Не менее показательна позитивная роль борьбы правоохранительных органов с преступными сообществами. Вместе с тем отрицать существование опасных, разрушительных конфликтов нельзя. Именно социальные противоборства, возникшие в период перестройки на территории бывшего СССР, сыграли не последнюю роль в распаде сверхдержавы. Острота любого социального противоборства и степень его опасности зависят преимущественно от параметров конфликта, то есть его изменяющихся во времени характеристик. К числу таковых чаще всего относят: масштабность конфликта; интенсивность конфликтного взаимодействия; степень эмоциональной вовлеченности индивидуумов в противоборство; стоимость (цена) конфликта и многие другие. С учетом того, что параметры конфликтов могут изменяться под воздействием внешних и внутренних условий, в том числе и в результате сознательно-волевой деятельности участников противоборств и третьей стороны, в социальной практике сложилась достаточно обширная методика управления социальными противоборствами. К системе такой деятельности можно также отнести и способы защиты от опасных коллизий. Наша страна в настоящее время фактически не имеет никакого механизма защиты от разрушительных социальных конфликтов. Что заставляет сделать столь печальный вывод? Во-первых, очаги роста социального недовольства у нас теперь не отслеживаются (не знаю, сожалеть об этом или радоваться). Так, например, возникновение нынешних чеченских событий вряд ли стало возможно, если бы в свое время вскрывались и пресекались: протестная энергия чеченских сепаратистов, незаконный оборот оружия, подготовка боевиков и т.д. Во-вторых, механизм институционализации социальных конфликтов в нашей стране тоже не действует. Формально (в законодательном порядке) в Российской Федерации разрешены митинги, демонстрации, забастовки и иные формы социального протеста. Однако, эти по сути своей институциональные конфликты, к сожалению, не являются для структур социального управления "индикаторами неблагополучия общественных отношений". Они, вероятно, вообще мало их интересуют. Например, воркутинские шахтеры, которые в свое время несколько месяцев пикетировали Дом Правительства, так и не получили необходимого логического разрешения всех своих проблем.

Страницы: 1 2 

Читайте также:

Что же такое личность
Для более глубокого понимания сути рассматриваемой в контрольной работе темы выясним, что же такое «личность». Рассмотрим некоторые определения понятия «личности»: “Личность - это человек, взятый в системе таких его психологических харак ...

Профессиональная деформация личности педагога
Педаго́г в Древней Греции (др.-греч. παιδαγωγός, «ведущий ребёнка») — раб, уходу которого в афинских семействах поручались мальчики с шестилетнего возраста. На обязанности педагога ле ...

Психология коммуникативно-профессионального общения
Межличностные отношения — субъективно переживаемые взаимосвязи и взаимовлияние людей. Психология межличностного взаимодействия определяется социальными позициями общающихся, системой их смыслообразования, способностью к социально-психолог ...