Аналитическая психология Юнга

Страница 3

Однако Самость, стремление к целостности личности не позво­ляет одной из ее сторон полностью подчинить другую. Эти две части души, два типа как бы делят сферы своего влияния. Как пра­вило, экстраверты хорошо строят отношения с большим кругом людей, учитывают их мнения и интересы, в то же время в узком кругу близких им людей они открываются другой стороной своей личности, интровертной. Здесь они могут быть деспотичны, нетер­пеливы, не учитывают мнения и позиции других людей, стараются настоять на своем. Общение с широким кругом незнакомых и плохо знакомых людей чрезвычайно затруднительно для интровер­та, который исходит только из своих позиций и не может выстро­ить адекватную линию поведения, понять точку зрения собесед­ника. Он либо настаивает на своем, либо просто уходит от контак­та. В то же время в общении с близкими он, наоборот, раскрывает­ся, верх берет его экстравертная, обычно подавляемая сторона лич­ности, он - мягкий, заботливый и теплый семьянин. Как и Фрейд, Юнг часто иллюстрировал свои выводы ссылками на ту или иную историческую личность. Так и в описании экстра- и интровертов он, в частности, упоминал известных русских писателей Толстого и Достоевского, относя Толстого к типичным экстравертам, а Досто­евского - к интровертам.

Типология Юнга базируется на двух основаниях - доминирова­нии экстра-интровертности и развитии четырех основных психиче­ских процессов: мышления, чувствования, интуиции и ощущений. У каждого человека, утверждал Юнг, доминирует тот или иной процесс, который в сочетании с интро- или экстраверсией индиви­дуализирует путь развития человека. При этом он считал мышление и чувствование альтернативными способами принятия решения. Так как мышление ориентировано на логические посылки, мысля­щие люди превыше всего ценят абстрактные принципы, идеалы, порядок и системность в поведении. Чувствующие люди, напротив, принимают решения спонтанно, ориентируясь на эмоции, предпо­читая любые чувства, даже отрицательные, скуке и порядку.

Если мышление и чувства характеризуют активных людей, спо­собных по той или иной причине принимать решения, то ощущение и интуиция характеризуют, скорее, способы получения информа­ции, и люди, у которых доминируют эти типы психических процес­сов, более созерцательны. Ощущение ориентируется на прямой, не­посредственный опыт, и ощущающие типы, как правило, лучше реагируют на непосредственную ситуацию, в то время как интуи­тивные типы - на прошлую или будущую. Для них то, что возмож­но, важнее того, что происходит в настоящем. Хотя все эти функ­ции присутствуют в каждом человеке, доминирует одна из них, которая частично дополняется второй функцией. Причем, чем бо­лее осознанной и доминирующей является одна из этих функций, тем более бессознательными и дополняющими - остальные функ­ции. Поэтому данные их опыта могут восприниматься человеком не только как чуждые ему, но и как прямо враждебные.

Хотя главным содержанием души Юнг считал ее бессознатель­ные структуры, он не только не отрицал возможность их осознания, но и считал этот процесс очень важным для личностного роста человека. К одному из вариантов такого осознания себя относится психотерапия, в которой врач является помощником пациента, помогая ему понять себя, вернуть себе целостность. Юнг осознавал сложность символической интерпретации и доказывал необходи­мость отказа от упрощений, принимаемых Фрейдом при их интер­претации. Его анализ символов и их возможной интерпретации - одно из значительных достижений теории Юнга. В отличие от большинства психоаналитиков Юнг сознательно выстраивал свою теорию как открытую систему, которая может воспринимать новую информацию, не искажая ее в угоду своим постулатам, и в этом - еще одно достоинство его теории.

Страницы: 1 2 3 

Читайте также:

Проблема обучения детей с 6 лет
Все психологи, работающие с шестилетними детьми, приходят к одному и тому же выводу: шестилетний первоклассник по уровню своего психического развития остается дошкольником. Он сохраняет особенности мышления, присущие дошкольному возрасту, ...

Индивидуальный стиль деятельности педагога
Современные ученые, характеризуя основные проблемы человечества, первой в их ряду поставили проблему самого человека. Анализируя исторические пути и закономерности становления человека, Б.Г.Ананьев писал: «В системе тех или иных связей че ...

Принципы восприятия. Принцип воронки
Восприятие (перцепция, от лат. perceptio) познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Свойства восприятия Предметность объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущения, а составляют образы конкретных предметов. ...