Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме психического развития ребенка в условиях социально-психологической депривации позволил сделать следующие выводы: 1. Депривация – термин, который означает лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей.
Психологи выделяют разные виды депривации – психологическую, эмоциональную, социальную, двигательную, сенсорную, информационную и др. и все виды депривации несут пагубные последствия и, в конечном итоге, выливаются в социодепривацию. Неуверенность, тревожность, депрессия, страх, задержка интеллектуального развития – наиболее характерные черты депривационного синдрома. Социально-психическая депривация – это определенное психическое состояние, возникающее в результате таких жизненных ситуаций, когда ребенку не предоставляется возможность удовлетворить его основные (жизненные) потребности в полной мере и в течение достаточно длительного времени. Обеднение природной среды и социального окружения ребенка следует рассматривать как условия социально-психологической депривации.
2. Дети находящиеся в ситуации социально-психологической депривации отличаются более высокой напряженностью, аффективными срывами, большим накалом эмоциональной фрустрации, выражающихся в агрессии. Они не усваивают навыков продуктивного общения при наличии ярко выраженной потребности в любви и внимании; не умеют налаживать общение с окружающими. В силу неправильного и недостаточного опыта общения дети часто занимают по отношению к другим людям агрессивно-негативную позицию.
Дети, находящиеся в ситуации депривации, приходя в школу не успешны в разрешении конфликтов и со взрослыми и со сверстниками, они агрессивны, стремятся обвинить окружающих в возникновении конфликта, не могут осознать свою вину, неспособны к продуктивному, конструктивному выходу из конфликта. Последствия недостаточного общения ребенка со взрослым нарушает и изменяет ход нормального психического созревания ребенка. Ограниченный круг контактов препятствует формированию продуктивных навыков общения со сверстниками и взрослыми и затрудняет формирование адекватной картины мира, что, в свою очередь, оказывается существенным препятствием на пути их адаптации и интеграции в более широком социуме. Таким образом, в данной работе мы пришли к выводу, что социально-психическая депривация, изоляция ребенка, нарушает и изменяет ход нормального психического созревания ребенка.Следовательно, цель работы достигнута, основные задачи решены.
Читайте также:
Общая характеристика зарубежной конфликтологии
Среди направлений зарубежных психологических исследований конфликта в первой половине XX
в. выделяются:
· психоаналитическое (3. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм);
· социотропное (У. Мак-Дугалл, С. Сигеле и др.);
· этологическое ( ...
Закономерности мышления
Мышление - это непрерывное взаимодействие мыслящего субъекта с объектом познания. Это взаимодействие всегда осуществляется в целях разрешения какой-то проблемы, оно основано на анализе и синтезе и имеет своим результатом новое обобщение. ...
Память
Память — это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения следов прошлого опыта. Она дает возможность сохранять постоянными тенденции к целесообразному поведению на длительные интервалы времени и в какой-то мере прогнозировать повед ...
Навигация сайта