Специфика психических образований человека

Другая психология » Психические процессы состояния и образования » Специфика психических образований человека

Страница 1

Психические образования

— это психические явления, фор­мирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит осо­бое сочетание знаний, навыков и умений. Они представляют собой результат жизненного опыта и специальных упражнений человека и позволяют выполнять любую деятельность автома­тизирование, без особых затрат умственной и двигательной энергии. Знать специфику содержания и проявления психичес­ких образований — значит идти по пути дальнейшего познания мира психических явлений.

К психическим образованиям обычно относят знания, на­выки и умения. Знания — это совокупность усвоенных челове­ком сведений, понятий и представлений о предметах и явлени­ях объективной действительности. Знания человека о мире воз­никают первоначально в виде образов, ощущений и восприятий. Переработка чувственных данных в сознании приводит к появ­лению представлений и понятий. В этих двух формах знания сохраняются в памяти; Как бы ни были общи представления и абстрактны понятия, главное их назначение — организация и регулирование практической деятельности.

На основе знаний формируются начальные умения, представ­ляющие собой самостоятельное применение приобретенных знаний в практической деятельности человека. Следует разли­чать начальные умения, идущие вслед за знаниями, и умения, выражающие ту или иную степень мастерства в выполнении деятельности, которые следуют за этапом выработки навыков.

На основе начальных умений возникают простые навыки — несложные приемы и действия, совершаемые автоматически, без достаточного сосредоточения внимания. В основе любого навыка лежит выработка и упрочение условно-рефлекторных связей. Проторение нервного пути и его закрепление в резуль­тате постоянного повторения действий приводит к точной ло­кализации процесса возбуждения в определенных нервных структурах. Дифференцировочное торможение до предела кон­центрирует процесс возбуждения. Образуются системы услов­но-рефлекторных связей с хорошо проторенными переходами от одной системы к другой, что сокращает время реакции. Сло­жившиеся нервные механизмы вызывают ряд изменений в про­цессе выполнения действия. Во-первых, в результате выработ­ки навыка резко уменьшается время выполнения действия. Во-вторых, исчезают лишние движения, напряжение при дви­жении приходит в соответствие с задачей деятельности.

На основе простых навыков формируются сложные навыки, т. е. усвоенные автоматизированные двигательные, сенсорные и умственные сложные действия, выполняемые точно, легко и быстро при незначительном напряжении сознания и обеспе­чивающие эффективность деятельности человека. Превращение действия в сложный навык дает возможность человеку высвобо­дить сознание для решения более важных задач деятельности.

Наконец, формируются сложные умения, которые знамену­ют собой достигнутую в процессе обучения возможность чело­века творчески применять знания и навыки и достигать желае­мого результата в непрерывно меняющихся условиях практичес­кой деятельности.

Сложные умения являются тем фундаментом, на котором основывается профессиональное мастерство людей, позволяю­щее им досконально овладевать конкретным видом деятельно­сти, постоянно совершенствовать свои знания и навыки.

Страницы: 1 2

Читайте также:

Типы личности больных алкоголизмом
Изменения личности характерные для больных алкоголизмом выражается либо в относительно «гармоничном» внедрении влечения к алкоголю уже дисгармоничную личностную структуру, способствуя временному ослаблению негативных переживаний, внутренн ...

Эмоциональное выгорание
Термин "эмоциональное выгорание" введен американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами ...

Условия формирования безопасного поведения личности
Проблемы психологической безопасности личности – сфера психологии безопасности. Эта отрасль психологической науки, изучающая закономерности адекватного отражения опасности и конструктивной регуляции поведения с целью сохранения целостност ...