Психология восприятия современной городской среды

Проблемы психологии городской среды » Психология восприятия современной городской среды

Городская среда, являясь постоянно воспринимаемым визуальным фактором, оказывает большое влияние на психическое самочувствие горожан, таким образом, это фактор, который следует тщательно изучить, прежде чем приступать к каким-либо изменениям в облике города. Следовательно, архитекторам необходимо знать особенности восприятия городской среды и потребности жителей города. До сих пор наука не разработала каких-либо нормативных документов по формированию психологически комфортной визуальной среды, нет требований по допустимым отклонениям. Смотрите здесь скиммер для бассейна.

Наше практическое исследование направлено на изучение восприятия городской среды, и таким образом, может служить ориентировочным материалом при проектировании городской среды с учетом психологических особенностей её восприятия. Первым этапом нашего исследования стало изучение граффити как неотъемлемой части внешнего облика города; также были изучены психологические особенности граффитистов. Следующим этапом исследования стало комплексное изучение восприятия городской среды человеком и связь особенностей этого восприятия с личностными характеристиками (креативность, толерантность и художественно-эстетическая потребность). Данные, полученные в результате нашего исследования, могут быть использованы в процессе обучения студентов специальностей архитектура и дизайн, так как одной из задач градостроительной подготовки студента-архитектора, по мнению Б.Г. Бархина, является расширение и углубление знаний студента о роли архитектуры в организации окружающей среды.

Методы исследования: психологическое тестирование, анкетирование и контент-анализ ответов на вопросы. В исследовании были использованы 9 методик, 6 из которых разработаны нами. Эмпирическая база исследования: 609 человек, учащиеся школ и студенты различных специальностей.

Установлено, что загрязненность улиц и домов, а также реклама оказывают большое влияние при восприятии городской среды, вызывают наиболее негативные эмоции и чувства. Установлено, что граффити как явление городской среды, непрерывно находясь в поле зрения людей, вызывает у них негативные эмоции и чувства, что может способствовать проявлению интолерантности. Установлено наличие феномена краудинга среди жителей Новосибирска, что является дополнительным стрессовым фактором для горожан.

На основании литературных данных и проведенных нами исследований (2002-2007гг) можно констатировать, что восприятие городской среды зависит от таких факторов как личностные качества (толерантность и художественно-эстетическая потребность) и выбранная специальность. При этом важно, что не наблюдается различий между группами в оценке образа города, в котором испытуемые предпочли бы жить, т.е. возможно сформировать такую городскую среду, которая была бы оптимальной для гармоничного развития и взаимодействия жителей города.

Нами был обнаружен фактор, содержащий негативные характеристики, определяющие оценку внешнего облика города. К ним относятся: грязный, неухоженный, молодой, неуютный, холодный, тусклый, злой, жесткий. Именно по этим параметрам испытуемые указывали на несоответствие облика Новосибирска городу, в котором они предпочли бы жить. В связи с тем, что в описании города присутствуют характеристики «злой» и «жесткий», встает вопрос толерантности, потому как оценивание городской среды как нетолерантной может провоцировать интолерантное поведение людей, живущих в этой среде. Важно, что к негативно оцениваемым параметрам нашего города также относят характеристику «молодой», т.е. испытуемые предпочли бы жить в городе, давно основанном, имеющим свою историю, памятники старины и т.д.

Читайте также:

Генетика и общество
История генетики насчитывает немногим более столетия. Это очень короткий период истории по сравнению со многими другими науками, однако даже за этот небольшой срок она успела значительно повлиять на общественное сознание. Бурно развивающа ...

Интернет как средство массовой информации
Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения, что электронные цифровые технологии в сочетании с Интернетом (и технологиями следующего поколения информационных сетей) определяют будущее коммуникаций. Естественно, что традиционные поставщики ...

Воображение
Воображение — образно-информационное моделирование действительности на основе рекомбинации образов памяти. Благодаря воображению человек предвидит будущее и регулирует свое поведение, творчески преобразует действительность. Воображение — ...