Память включает ряд процессов: прежде всего это запечатление (запоминание) и последующее узнавание или воспроизведение, затем информация сохраняется в памяти или забывается.
Запоминание - специально организованная деятельность заучивания.
Многообразные процессы памяти могут приобретать различные формы: уже исходный процесс первичного закрепления материала может совершаться в форме непроизвольного запечатления, сознательного, преднамеренного запоминания, систематически организованного заучивания. Результаты этого запечатления, запоминания, заучивания могут проявиться в узнавании того, с чем человек предварительно ознакомился при его предъявлении, и в свободном его воспроизведении. Воспроизведение может, далее, выразиться в форме представлений и знаний, отвлеченных от частной ситуации, в которой они запомнились, или в виде воспоминаний, относящихся к собственному прошлому, к пережитому; здесь в воспроизведении отчетливо выступает двойной аспект знания и переживания, в специфическом воспоминании сказывается своеобразие переживаний.
Отражение или воспроизведение прошлого в памяти не пассивно; оно включает отношение личности к воспроизводимому. Это отношение может быть более или менее сознательным. Оно становится вполне сознательным, когда воспроизведенный образ осознается в своем отношении к прошлой действительности, т.е. когда субъект относится к воспроизведенному образу как отражению прошлого.
Само сохранение - это не пассивное хранение материала, не простое его консервирование. Сохранение - это динамический процесс, совершающийся на основе и в условиях определенным образом организованного усвоения, включающий какую-то более или менее выраженную переработку материала, предполагающую участие различных мыслительных операций (обобщения, систематизации и т.д.). Этот процесс имеет свою динамику, при разных условиях различную; она может выразиться не только в убыли, в более или менее быстром забывании; в некоторых случаях последующие воспроизведения могут оказаться более полными и совершенными, чем предыдущие (эффект реминисценции).
Успешность запоминания зависит: от степени завершенности действий запоминания, от интересов и склонностей личности, от эмоционального настроя, от волевого усилия по запоминанию.
Технологии развития памяти - мнемоника, мнемотехника (запоминание посредством создания ассоциаций).
Виды нарушения памяти:
амнезия - нарушения памяти на события;
гипомнезия - врожденное или приобретенное в результате различных заболеваний ослабление памяти;
гипермнезия - гипертрофированная способность, носящая, как правило, врожденный характер, запоминать информацию (наглядную, символическую) в большом объеме или на очень продолжительный срок ее хранения;
парамнезия - обман памяти при нарушении сознания, среди которых выделяют обманы по типу "уже виденного" (криптомнезии), по типу смешения следов памяти (контаминации), по типу появления ложных воспоминаний, имеющих повторный xapaктер (эхомнезии).
Мышление - это опосредованное отражение в сознании человека существенных свойств и отношений предметов и явлений окружающего мира. Существуют традиционная, содержательно-генетическая теория мышления и т.д.
Существуют следующие виды мышления: теоретическое (понятийное и образное), практическое (наглядно-образное и наглядно-действенное), творческое. К качествам мышления относятся: быстрота, критичность, творчество, любознательность.
Читайте также:
Переживание межличностного конфликта
Межличностные конфликты обычно бывают чрезвычайно насыщенными в эмоциональном отношении, ибо самым непосредственным образом связаны со сферой чувств, переживаний, желаний, стремлений человека. Межличностная конфронтация нередко возникает ...
Посттравматическое
стрессовое расстройство личности, как трансформация смысловой сферы личности
По мнению М. Ш. Магомед-Эминова, травматическая ситуация способна изменить смысловую сферу личности в направлении формирования биполярной смысловой структуры, элементами которой будут являться смыслы, организованные вокруг идеи «жизни», с ...
Просоциальное и антисоциальное поведение в обществе
Наше общество сильно зависит от средств массовой информации, одним из весьма эффективных способов изучения распространенности просоциального поведения и ее сравнения с распространенностью антисоциального поведения является изучение осве ...
Навигация сайта