Методика и ход исследования

Проявление эмоций в конфликте » Методика и ход исследования

Страница 1

Построение и методическое обеспечение обусловлено выдвинутой нами гипотезой. Они служат целям ее верификации. Для получения первичных данных, которые можно классифицировать и обобщать, нами были использованы Методика диагностики самооценки психических состояний личности Г. Айзенка и Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга. [26]

Выбор такого методического материала нуждается в обосновании и пояснении.

Методика Г. Айзенка позволяет диагностировать у испытуемых основные, по мнению Г. Айзенка, психические состояния, которые он называет тревожностью, фрустрацией, агрессивностью и ригидностью, на основе самоотчета испытуемых. Очевидно, что эти свойства имеют темпераментальную основу. Вопросы опросника построены таким образом, чтобы выявить обычное, преобладающее, в некотором смысле, неизменное для испытуемого психическое состояние. На наш взгляд, оно является индикатором более глубоких эмоциональных процессов, отличающихся высокой устойчивостью и доминированием, которые, в свою очередь, являются слагаемыми живой и одновременно устойчивой эмоциональности человека. «Качественные свойства эмоциональности характеризуют отношение индивида к явлениям окружающего мира и находят свое выражение в знаке и модальности доминирующих эмоций».[27] Эмпирические наблюдения также обусловили выбор данной методики. Известно, что в конфликтных отношениях преобладают негативные эмоции, высокое напряжение, до некоторой степени сужается сознание, проявляется стресс, как неспецифическая ответная реакция организма. Факторы, исследуемые методикой Айзенка, в высокой степени отвечают нашей гипотезе об эмоциональной стороне конфликта. Тревожность, фрустрация, агрессивность и ригидность являются, скорее, личностными факторами эмоционального реагирования, нежели собственно эмоциональными процессами или психическими состояниями. Эти эмоционально-личностные факторы проявляют себя целым рядом характеристик, находящих отражение в связанных с ними чувствах и эмоциях.

Тревожность как личностный фактор имеет много, в первую очередь, эмоциональных проявлений: страха, застенчивости, стыда, вины, робости. Тревожные испытывают мучительные колебания самооценки и чувства одиночества и подавленности. «Застенчивый человек может быть уверен, что никто не посчитает его навязчивым, сверхагрессивным, претенциозным. Он может легко избежать межличностных конфликтов, его также ценят, как умеющего слушать».[28] Личность с повышенной тревожностью скорее причинит вред себе, чем другим.

Агрессивность как в психологической литературе трактуется как личностная черта, теснейшим образом связанная с агрессией. «Агрессия: физическое или вербальное поведение, направленное на причинение вреда кому-либо».[29] Из-за трудности разделения личностного и поведенческого в этом явлении возникла непрекращающаяся понятийная путаница. Заметим, что это говорит о высокой связи личностной черты и ее поведенческого проявления. Д. Майерс рассматривает враждебную агрессию как побуждаемую злостью и являющейся самоцелью. Проявлением и побудителем агрессии можно назвать гнев, злобу, ненависть.

Фрустрация в методике Г. Айзенка выступает синонимом психического состояния нереализованных побуждений. При наличии мотивов внешней или внутренней активности личность в силу разных причин не может их осуществить. В связи с этим возникает особое состояние эмоционального напряжения. Постоянно фрустрированные личности характеризуются, прежде всего, состоянием стресса.[30] Фактически фрустрация и есть одна из форм стресса. Фрустрационная реакция порождает целую гамму негативных эмоций: раздражение, гнев, чувство вины. Важным является понятие фрустрационной толерантности, являющейся иным выражением эмоциональной устойчивости.

Страницы: 1 2 3

Читайте также:

Клинические критерии синдрома предменструального напряжения
I. В течение последнего года в большинстве менструальных циклов наблюдается пять или более из перечисленных ниже симптомов. Симптоматика сохраняется в течение последней недели фазы желтого тела, ремиттирует через несколько дней после нача ...

Семья. Её влияние на воспитание детей
Каждая семья отличается индивидуально организованными внутренними отношениями, бытом, традициями. Психологический микроклимат семьи играет большую роль в воспитании детей и отражает, прежде всего, нравственный, этический и эстетический ха ...

Зигмунд Фрейд
Теория развития личности, разработанная Зигмундом Фрейдом, в какой-то мере противоположна концепции Мида, поскольку основывается на убеждении, что индивид всегда находится в состоянии конфликта с обществом. Согласно Фрейду, биологические ...