Психологическая культура этноса

Страница 2

формирующий компонент образован целями, принципами и методами развития психики, традициями ее развития и совершенствования. В формирующем компоненте важнейшее значение имеют ценностные ориентации на совершенствование психики, выбор предпочтительной модели строения и функционирования психики. Ценностные ориентации, оценки, ожидания, модели могут быть осознаны и не осознаны, т.к они исторически и этнически обусловлены, а каждый этнос имеет свои доминанты в этом компоненте психологической культуры.

Психологическая культура этноса неоднородна, в ней обычно можно выделить различные психологические субкультуры. В любом этносе особую субкультуру составляют люди, осуществляющие психологическое воздействие как основной вид деятельности. И каждой этнической психологической культуре видное место занимают формы и методы укрепления психического здоровья. Социокультурные факторы влияют на определение вида расстройства и оценку его глубины. Различные психологические и психиатрические симптомы получают разную степень одобрения социумом. Социокультурные факторы могут оказать и искажающее влияние на постановку диагноза. На объяснение причин и особенностей возникновения психических нарушений влияют национальные, религиозные традиции и установки, мифология, фольклор, распространенные эпические произведения. Существуют этнические психозы, в основе которых - механизм самовнушения, связанный с бытующим в данном этносе мифом.

Таким образом: 1. Психологическая культура каждого этноса является неотъемлемой частью его духовной культуры. Она определяется обыденными представлениями о психике, формируется под влиянием культурно-исторических традиций и комплекса социально-экономических факторов. 2. Истоки психологической культуры этноса - в мифологических представлениях о природе человека и его души, в связанных с этими представлениями архетипах. 3. В психологической культуре могут быть выделены три основных компонента: презентативный, регулятивный и формирующий. 4. Психологическая культура этноса выполняет этнообразующую функцию и входит важной частью в картину мира этноса, в его самосознание.

Россию (впоследствии - СССР) всегда отличала от стран Запада неравномерность исторического развития, "рваный ритм". История России примечательна, прежде всего, тем, что все попытки русских приблизиться к Европе по уровню цивилизованности при своей чрезвычайной дороговизне, в целом были малоуспешны. Кратковременные (иногда, впрочем, блестящие) успехи достигались в отдельных сферах деятельности.

Кроме того, многими исследователями отмечается некий стереотип, отражающий русский характер. Существует взаимосвязь между особенностями развития России и русским этническим характером. Для понимания сущности этнического русского характера очень важно также то, как узакониваются притязания индивидов на ту или иную ценность. Существуют два основных способа, с помощью которых человек признается законным обладателем какой-либо из них (можно назвать их "способами получения социального признания"): 1. "личный" - через экспертов или судей (ими могут быть все члены сообщества), признающих право именно этого конкретного индивида на обладание властью, богатством, почестями, мастерством и пр. (выборы президента, присуждение ученой степени, оглашение завещания и т.п.); 2. "безличный" - через рынок, когда притязания субъекта узакониваются с помощью акта купли-продажи. Возможны различные комбинации обоих способов, но принципиально они отличаются тем, что экспертиза оценивает именно этого конкретного человека, а для рынка конкретный человек сам по себе безразличен и имеет значение лишь как носитель какой-то социальной функции.

Наиболее существенное изменение характера происходит тогда, когда перестраивается структура этнических ценностей (в нее вводятся новые ценности, или из нее выбывают прежние, или меняется иерархия ценностей), причем перестройка ценностей может включать в себя "переоценку ценностей" (идеологическое обоснование отказа от старых и необходимости принятия новых ценностей), массовую пропаганду неизбежности и полезности изменений и властное введение в жизнь (или искоренение) образцов деятельности, утверждающих соответствующие ценности. Реально народный характер изменяется лишь тогда, когда социальные нормы, соответствующие измененной структуре ценностей, воспринимаются как естественные и привычные.

Именно в России впервые были сформулированы устойчивые теоретические этнопсихологические взгляды и проведены первые исследования национально-психологических особенностей ее народов. В 80-е и 90-е годы ХХ века складываются научные коллективы и школы, занимающиеся проблемами собственно этнопсихологии. В Институте этнологии и антропологии РАН был организован отдел этносоциологии, преобразованный впоследствии в отдел социально-психологических проблем национальных отношений, возглавляемый Л.М. Дробижевой. В ИП РАН из лаборатории социальной психологии выделилась лаборатория психологии межгрупповых отношений под руководством П.Н. Шихирева. В С-ПбГУ активно разрабатывает проблемы этнической психологии коллектив во главе с А.О. Бороноевым.

Страницы: 1 2 3

Читайте также:

Норма. Виды нормы
В самом общем смысле понятие нормы восходит к латинскому «правило», «образец», «руководящее начало». В науках, изучающих человека, выделяют различные виды норм — статистические, физиологические, индивидуальные и др. В психологии корректн ...

Основные методы профориентации
Обычно при рассмотрении практической методики выделяют: 1) имитационную модель, где отражается смысл и содержание методики; 2) психотехническую модель, где отражены условия использования методики, а в хорошо описанных методиках и возмож ...

Происхождение религии в работе “Моисей и монотеизм”
Подробное исследование становления собственно религиозного сознания З.Фрейд осуществляет на закате своей жизни в последней большой работе под названием “Моисей и монотеизм”. В этой работе З.Фрейд блестяще применяет метод психоанализа к сл ...