Этнические экспектации и нормативное поведение

Страница 3

Среди институциональных способов регулирования нормативного поведения наиболее популярны и эффективны две группы: требовательности и стимулирования. Наиболее популярным способом проявления требовательности к этнофорам или всей этнической общности является приказание. Приказание-это категорическая форма требования. Категоричность - высокая степень волевого побуждения - может быть выдержана в общей деперсонифицированной форме, но может формулироваться и в отношении к конкретному лицу (лицам), которое проявляет тенденцию к девиантному этническому поведению. Требовательность как способ регулирования предполагает строгое и четкое регламентирование поведения и деятельности, при этом важное значение приобретают последовательность и систематичность социального контроля общности над конкретным субъектом. К популярным способам нормативного регулирования через стимулирование относятся такие, как доверие и одобрение.

Сформулируем основные принципы регулирования нормативного поведения:

Принцип определенности (лидер или сама этническая общность должны определить, насколько выбранный способ воздействия может стимулировать нормативное поведение). Так, поощрение в виде одобрения в разных формах должно побуждать к проявлению добросовестности, ответственности и дисциплинированности, но возможна ситуация, когда этот способ воздействия не будет эффективным.

Принцип адекватности (система применяемых способов воздействия должна быть понятна всем членам этнической группы или общности и расцениваться как справедливая, что необходимо для соблюдения меры объективности и соразмерности одобрения). Только на основании такого подхода можно оценить достижения субъекта и определить справедливую меру поощрения или наказания, ведь наказание в нормативной регуляции не только мера ущемления субъекта, но и основание для раздумий и переоценки поведения и деятельности, а для этого необходимо, чтобы субъект понимал смысл воздействия и считал его объективным. Объективность и соразмерность коррегирующего воздействия - важные аспекты принципа адекватности регулирования нормативного поведения, Но они должны быть таковыми не только по содержанию, но и по форме, т.к в разнообразии форм и заложена возможность индивидуального подхода к личности этнофора.

Принцип своевременности применения социальных санкций (отклонение от норм, не исполнение в должной мере социальной роли карается группой или общностью, но важно, чтобы как поощрение, так и наказание наступали вслед за совершенным поступком). При стимулировании своевременность является одной из форм проявления объективности и быстроты оценки выполнения существующих норм, положений или распоряжений.

Принцип наглядности (предметное выражение того, что нужно познать и как лучше сделать, помогает активизировать воздействие). Формы наглядности весьма разнообразны и зависят от возможностей этнической группы (общности). Наиболее эффективны те, которые используются в средствах массовой информации. Этот принцип должен обязательно соблюдаться лидерами.

Названные принципы нормативного регулирования безусловно должны применяться комплексно. Ни один из них не может быть назван хорошим или плохим, адекватным или неадекватным без учета конкретной социальной ситуации. Социальные условия и системы норм в обществе изменчивы. Человек может быть полноценным и активным участником этнического социального взаимодействия усваивая жестко фиксированные, конкретные по содержанию и направленности нормы и гибко приспосабливаясь к ним. Системы норм (трудовых, политических и пр), используемые при регуляции частных, конкретных актов этнического поведения и взаимоотношений, достаточно мобильны, поэтому нормативная регуляция служит принципом организации реальной динамической системы поведения и деятельности личности или целой общности.

Страницы: 1 2 3 

Читайте также:

Профессиональная подготовка специалистов-психологов
В отечественной и зарубежной литературе, посвященной рассмотрению профессионального развития и профессиональной подготовки человека, подчеркивается, что данный процесс тесно связан с социализацией человека, предполагающей освоение человек ...

Технология разрешения конфликта
С чего начинается технология разрешения конфликтов? С установления причин конфликта. Сложность здесь в том, что истинные причины нередко маскируются, ибо могут охарактеризовать инициатора конфликта не с лучшей стороны. Кроме того, затян ...

Характеристика стилей педагогической деятельности
В психологии и педагогике имеется достаточно большое количество исследований, посвященных изучению различных аспектов индивидуального стиля педагогической деятельности учителя. Проблемы стилевой проблематики изучались на разной методологи ...