Этнические стереотипы

Страница 2

Феномен стереотипизирования раскрыть с помощью ряда положений: 1. людям психологически легче характеризовать обширные человеческие группы (как по социальному, так и по национальному признакам) недифференцированно, грубо и пристрастно; 2. Указанная категоризация имеет внутренне присущую тенденцию сохранять стабильность в течение длительных отрезков времени; 3. изменения (не всегда или отсрочено) в социальной, политической и экономической сферах могут обусловливать изменение стереотипа; 4. стереотипы усваиваются очень рано в качестве "чувственной ткани мира" (по А.Н. Леонтьеву) и начинают использоваться детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они относятся; 5. социальные стереотипы редко проявляются на поведенческом уровне при отсутствии явной враждебности в отношениях между группами, но в условиях напряженности или конфликта они же становятся определяющими детерминантами, слабо поддающимися модификации и управлению, они ужесточаются, заостряются и начинают играть доминирующую роль в реальном поведении индивидов, вплоть до откровенной враждебности.

На содержание этнических стереотипов влияют три группы факторов: 1) специфика стереотипизируемой группы (закрепленная в культуре и в обыденном сознании система ценностей, общественно-историческое развитие); 2) социально-политические и экономические условия развития групп и специфика взаимоотношений между ними, сложившаяся на данный момент; 3) длительность и глубина исторического контакта (далеко не всякое межэтническое общение формирует позитивные межэтнические стереотипы).

Условиями оптимальной организации контакта этносов выступают: признание безусловного равенства сторон; наличие обстановки открытости и доверия; принятие общих, значимых для обеих сторон целей; уважение к традиционным нормам, ценностям, правилам поведения, образу жизни друг друга. Выполнение перечисленных условий требует наличия в национальных идеологиях контактирующих этносов неконкурентных, недискриминационных стратегий, а это возможно лишь при наличии у этносов полновесных, зрелых, конгруэнтных этносу элит. Поскольку этнические стереотипы не существуют "вообще", сами по себе, а выполняют в общественном сознании определенную функцию, то они нерасторжимо связаны с социумом, с общественными условиями и, объединяя ранее отчужденных индивидов, структурируют этносы в целостные образования для решения следующих специфических этносоциальных задач: - защита территории этнических границ; - предпочтение соотечественников мигрантам, базирующееся на усилении чувства солидарности со своими и чувства вражды (часто непримиримой) по отношению к мигрантам.

На социальном уровне этнический стереотип имеет две функции: идеологизирующую (формирование и сохранение групповой идеологии, объясняющей поведение группы) и идентифицирующую (создание и сохранение положительного образа "мы", формирование которого происходит, прежде всего, с помощью ритуалов и невербальных средств). Этнический стереотип, как любой социальный стереотип, может быть автостереотипом (описывающим собственную" группу), и гетеростереотипом (описывающим другую этническую группу).

На становление этнических авто- и гетеростереотипов влияют три группы условий:

1. Политическая, экономическая и религиозная системы общества, формирующие определенный набор норм, ценностей, идеалов, императивов. В идеальном случае их формирование происходит в непротиворечивом единстве, присущем ценностному отражению, ценностному атрибутированию действительности этнической элитой.

2. Социально-психологическая представленность норм, ценностей, идеалов и императивов внутри непосредственного окружения индивида, причем, чем больше коммуникативных связей индивида замыкается внутри нее, тем легче он идентифицирует себя с определенной группой.

3. Индивидуально-психологическое бытие индивида (совокупность реальных фактов жизни индивида).

Страницы: 1 2 3

Читайте также:

Негативные формы межличностных отношений
Полнота анализа межличностных отношений требует исследования их негативных форм. Негативная форма дружеских взаимоотношений – вражда. Она предполагает негативные эмоциональные установки по отношению к партнеру: ненависть, антипатию, непри ...

Методологическая структура педагогической деятельности
Педагогическая деятельность является сложно организованной системой ряда деятельностей[1]: самая первая из них - деятельность преподавателя, обучающего непосредственно. Педагог-предметник является отчужденным от функции и смысла целого, ...

Клинико-психологические особенности детей, больных сколиозом
Материал, предоставленный из Санкт-Петерберского института усовершенствования врачами-экспертами О.А. Дадаевой, Р.Т. Скляренко, Н.Г. Травниковой. (19) Учет клинических и психологических особенностей детей, больных сколиозом, является важ ...