Традиционная структура психологии этноса

Страница 4

По-видимому, представители разных культур отличаются тем, какие мыслительные процессы им чаще надо использовать в конкретных практических ситуациях. Для развивающихся культур более характерны целостное чувственное отражение (конкретное узнавание, зрительно-пространственный анализ, целостное восприятие), эффективность в конкретных видах деятельности с опорой на прошлые знания, что обычно рассматривается как функции "правополушарных" процессов и стабильное ядро мозговой организации человека любой культуры. В то же время такие "левополушарные" процессы, как абстрактное познание с помощью речи, аналитическое восприятие, обобщенное узнавание, произвольность и возможность прогнозировать - те оперативные процессы, которые более характерны для представителей развитых культур, они формируются в ходе воспитания и образования человека любой культуры и обеспечивают его индивидуально-изменчивое поведение.

Таким образом, можно сделать следующие выводы: 1. Основной в определении этнических особенностей психики является социокультурная детерминанта.2. Структура познавательной деятельности на разных этапах исторического и культурного развития не остается постоянной, а перестраивается с изменением условий общественной жизни и конкретной практики. Главная особенность наблюдаемых сдвигов - это переход от непосредственного наглядно-действенного опыта к основам теоретического знания путем постепенного овладения отвлеченными понятиями, закрепленными в языке, т.е. в общефилософском смысле-переход от чувственного к рациональному.3. Принципы функциональной асимметрии и межполушарного взаимодействия мозга человека, единые для людей разных культур как видовые, в конкретных функциональных связях могут быть неодинаковыми для представителей разных этносов. Вместе с тем при соответствующих внешних условиях (среда обитания, воспитание, образование) именно эти принципы мозговой организации психической деятельности обеспечивают каждому человеку, независимо от его национальной или расовой принадлежности, равные познавательные возможности.

Страницы: 1 2 3 4 

Читайте также:

Поведение как психологическая категория
Под поведением вообще понимается обычно процесс взаимодействия живых существ с окружающей средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. Термин «поведение» применим как к отдельным особям, индивид ...

Исследования психологической совместимости
Многие психологи считают, что супружеская совместимость – важнейшее условие стабильности и благополучия супружеской пары. Совместимость отчасти определяется ее исследователями через удовлетворенность взаимоотношениями. Совместимость может ...

Виды экстремальности
Раннее мы рассмотрели, из чего складывается экстремальность, ее отличие от просто травматической ситуации. Также охарактеризовали условия экстремальности, приводящие к трансформация бытия и смысловой сферы личности. Необходимо конкретизир ...