Профессиональное самоопределение старшеклассников.

Страница 3

Таким образом, в данном параграфе мы изучили профессиональное самоопределение старшеклассников, выделили основные факторы, влияющие на выбор профессии.

Вывод по Ι главе.

Рассмотрев аспекты особенностей профессионального самоопределения, сделаем выводы.

Профессиональное самоопределение – это эмоционально окрашенное отношение личности к своему месту в мире профессий. На профессиональное самоопределение личности оказывают влияние социальные условия и межличностные отношения в коллективе. Но ведущее значение в профессиональном самоопределении принадлежит самой личности, её активности, ответственности за своё становление.

Профессиональное самоопределение является важным фактором самореализации личности в конкретной профессии и в культуре вообще. Постоянный поиск своего места в мире профессий позволяет личности найти область деятельности для полной реализации.

Профессиональное самоопределение охватывает не только юношеский возраст, когда непосредственно уже происходит окончательный выбор профессии, но и предшествующие ему периоды. Так на этапе дошкольного детства характерны сюжетно ролевые игры, имеющие профессионально ориентированный характер. Происходят первоначальные трудовые пробы, которые развивают интерес к труду, составляют основу воспитания положительной мотивации к любой деятельности вообще, обогащают знание детей о труде взрослых. На этапе младшего школьного возраста, учебная деятельность, получение новых знаний, развитие воображения, развитие мыслительных процессов, способствуют получению дополнительной информации о профессиональном труде. На этапе подросткового возраста появляются профессионально окрашенные фантазии, формирование оценочных категорий, в том числе нравственных в отношении той или иной профессиональной деятельности. На этапе юношеского возраста происходит реальный выбор профессии на основе знания своих возможностей, склонностей, способностей, а так же состоянии рынка труда. На выбор профессии могут оказать влияние ряд факторов выделенных Е.А.Климовым такие как: позиция родителей, позиция товарищей, позиция учителей, личные профессиональные планы, способности, уровень притязаний, информированность и склонности.

Не исключён и неправильный выбор в таком случае многие переживают неудовлетворённость и разочарование в сделанном выборе учебно-профессионального поля. Предпринимаются попытки внести коррективы в профессиональный старт.

У большинства же девушек и юношей в ходе профессионального обучения укрепляется уверенность в оправданности сделанного выбора.

На правильность профессионального самоопределения оказывает влияние самопознание и самооценка. Если они ошибочны, происходит неправильное самоопределение. К сожалению, адекватная самооценка доступна незначительному числу учащихся. В основном они склонны либо к переоценке себя, либо к недооценке. При переоценке уровень притязаний ниже имеющихся возможностей. Сделанный на такой основе выбор профессии, в конце концов, приводит к разочарованию. Заниженная самооценка также неблагополучно сказывается на выборе профессии и на развитии личности.

Страницы: 1 2 3 

Читайте также:

Индивидуальная психология Адлера
Еще дальше, чем теория Юнга, отстоит от позиции Фрейда ин­дивидуальная психология Альфреда Адлера (1870-1937). Адлер, который в детстве часто и тяжело болел, надеялся, что выбор профессии врача поможет ему и его близким в борьбе с недугам ...

Проблемы профессиональной ментальности психологов-специалистов и представителей других профессиональных групп
В современной общественной жизни России растет потребность в квалифицированных специалистах-психологах. Такой социальный заказ формируется, очевидно, под влиянием подчас деструктивных социально-экономических трансформаций общества, которы ...

Закономерности мышления
Мышление - это непрерывное взаимодействие мыслящего субъекта с объектом познания. Это взаимодействие всегда осуществляется в целях разрешения какой-то проблемы, оно основано на анализе и синтезе и имеет своим результатом новое обобщение. ...