Мотивы обучения и профессионального развития

Профессиональное и психологическое развитие личности студентов » Мотивы обучения и профессионального развития

Страница 4

Кроме мотивации, готовность студента к профессиональной деятельности характеризуется уровнем его профессиональных и материальных притязаний, социальной и профессиональной мобильности, а также степенью реалистичности послевузовских ожиданий.

Под реалистичностью послевузовских ожиданий мы понимаем степень сформированности в сознании студента представлений о требованиях, потенциальных возможностях и ограничениях выбранной профессиональной деятельности, а также степень соответствия индивидуально-психологических особенностей его личности (например, способностей) требованиям этой деятельности.

Профессиональная мобильность. Мы различаем горизонтальную и вертикальную профессиональную мобильность. Под горизонтальной профессиональной мобильностью мы понимаем предрасположенность студента к смене рабочих мест либо в рамках своей специализации, либо к смене профессии (переквалификация и поиск работы совершенно иного рода). Под вертикальной профессиональной мобильностью мы понимаем продвижение субъекта труда по служебной лестнице, его карьерный рост. Одним из индикаторов вертикальной профессиональной мобильности является уровень профессиональных притязаний.

Профессиональные притязания - это максимально высокий уровень профессионализма, материального благосостояния, социального статуса, которого студент хотел бы достичь посредством успешной профессионально деятельности.

Различают три уровня реалистичности послевузовских ожиданий, профессиональной мобильности и профессиональных притязаний: низкий, средний и высокий. В ходе нашего исследования были установлены значительные различия между обследуемыми группами студентов по данным показателям готовности к профессиональной деятельности.

А) Опираясь на данные, полученные в ходе интервью, с высокой степенью вероятности можно предположить, что все опрошенные дизайнеры характеризуются внутренним типом мотивация профессиональной деятельности. Именно эта группа студентов отличается от других наибольшей заинтересованностью в своей профессиональной деятельности и глубокой вовлеченностью в нее. Причем, в качестве мотивирующих факторов в данном случае выступают не только профессиональные цели или результаты деятельности, но и сам творческий процесс, сама профессиональная деятельность (см. раздел 2.2.4.0.).

Было также установлено, что у студентов-дизайнеров - самый низкий уровень реалистичности послевузовских ожиданий. Несмотря на то, что 100% респондентов заявили о достаточно высоком уровне профессиональных притязаний: все они уверены, что будут работать по специальности, в успешности своей профессиональной деятельности (большинство из них видят себя через 5-7 лет после окончания учебы руководителем собственного рекламного агентства или дизайнерской фирмы), а также осознают, с какими трудностями им предстоит столкнуться и даже, что поможет их преодолеть, при этом они практически не имеют представления о том, как эти знания применить на практике. Более того, все респонденты-дизайнеры имеют опыт работы (точнее подработки) по своей специальности либо в соответствующих организациях (преимущественно в рекламных агентствах), либо выполняя индивидуальные заказы (фотография, плакаты, открытки, буклеты, визитки и т.п.). Однако всю эту работу подыскивали и предлагали им, как правило, другие: преподаватели, знакомые и др. Практически у всех опрошенных дизайнеров присутствует представление о том, что подобным же образом устроится и дальнейшая их профессиональная деятельность: «Начинать, конечно, придется с работы в какой-нибудь фирме, а параллельно выполнять частные заказы знакомых. Знакомые расскажут обо мне и о моей работе своим знакомым, а те своим… Так через некоторое время я стану известной и смогу уйти с постоянной работы и начать свое дело…» (Вероника) и т.п. Самостоятельно же они не могут найти заказчика, продвинуть готовый свой проект, плохо ориентируются в конъюнктуре рынка рекламных и дизайнерских услуг. Кроме этого, они не готовы, прежде всего эмоционально, к преодолению возможных трудностей: к жесткой конкуренции, к неизбежным неудачам, к возможно длительной и упорной борьбе за признание и известность.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Читайте также:

Особенности психического развития ребенка в условиях социально-психологической депривации
Обеднение природной среды и социального окружения ребенка следует рассматривать как условия социально-психологической депривации. Человек – часть природы, без взаимодействия с которой его жизнь не может быть полноценной. Благодаря природе ...

Понятие «установка»
Установка личности – это занятая ею позиция, которая заключается в определенном отношении к стоящим целям или задачам и выражается в избирательной мобилизованности и готовности к деятельности, направленной на их осуществление. Моторная ус ...

Личностные особенности специалистов по продажам
Трудно представить современное общество без торговли. Ежедневно на нас обрушивается поток информации о продаже различных товаров и услуг. Несмотря на то, что современное общество является высокотехнологичным и куплю/продажу можно уже осущ ...