Готовность студентов к профессиональной деятельности

Профессиональное и психологическое развитие личности студентов » Готовность студентов к профессиональной деятельности

Страница 1

Известно, что подавляющее большинство выпускников ВУЗов, сталкиваясь с проблемой дальнейшего трудоустройства, испытывают значительные трудности, которые провоцируют развитие личностных кризисов различной тяжести. В этой связи особый интерес представляют не только исследования мотивов, но и степени готовности выпускников к профессиональной деятельности. Так, например, в исследовании Багдасарьян, Немцова и Кансузян [4] было выделено три уровня готовности студентов к профессиональной деятельности: низкий, средний и высокий. Опираясь на результаты этого исследования, можно проанализировать уровень профессиональных и материальных притязаний, степень реалистичности послевузовских ожиданий, а также уровень социальной и профессиональной мобильности современных студентов.

Мотивы профессиональной деятельности

Отношение студентов к учению как к средству достижения профессиональных целей образует второй уровень мотивационно-целевой основы деятельности - мотивацию профессиональной деятельности. По степени ее сформированности можно судить о готовности студентов к профессиональной деятельности. Структура этой мотивации многозначна по содержанию и различным формам. Теоретической основой изучения мотивации профессиональной деятельности является концепция о внутренней и внешней мотивации [55]. О внутреннем типе можно говорить, если деятельность значима для личности сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей, не связанных с ней (мотивы социального престижа, зарплаты и т.д.), то в данном случае принято говорить о внешней мотивации. Внешние мотивы дифференцируются на положительные и отрицательные [37].

Согласно результатам исследования Малинаускаса [37], достоверных различий по внутренней мотивации между студентами первого и четвертого курсов не наблюдается.

Из полученных результатов следует, что в структуре мотивации студентов обоих курсов преобладает внутренняя мотивация, а на второй позиции у студентов четвертого курса находится внешняя положительная мотивация, а у студентов первого курса - внешняя отрицательная мотивация. Кроме того, можно заметить, что более высокие показатели внешней положительной мотивации студентов четвертого курса достоверно (р < 0,05) отличаются от внешней положительной мотивации студентов первого курса.

Студенты разных сроков обучения, судя по результатам исследования, сильно отличаются по компоненту, отражающему внешнюю отрицательную мотивацию. У первокурсников стремление избегать критики со стороны преподавателей или друзей, а также уход от возможных наказаний или неприятностей имеет больший удельный вес в мотивационном обеспечении их деятельности, чем у студентов четвертого курса (см. прил. 2. табл. 5).

Анализ результатов последних исследований мотивации профессионального развития студентов [12, 37, 50, 57] показывает, что в течение нескольких лет повторяются основные мотивы учебной деятельности студентов: стремление расширить кругозор и эрудицию; осознание необходимости самообразования; стремление лучше подготовиться к профессиональной деятельности; осознание нужности высшего образования. Они непосредственно связаны с целью, которую ставят перед собой многие студенты - стать профессионалами, иметь гарантию стабильности и достичь материального благополучия. Именно этот комплекс мотивов побуждает студентов успешно учиться, от степени его выраженности зависит академическая успеваемость и другие показатели учебной работы.

Профессиональные притязания выпускников современных ВУЗов

Очевидно, что в процессе профессионального развития личности большое значение приобретает ее профессиональные притязания, поскольку именно они являются залогом и индикатором успешности профессиональной деятельности. В последние годы, исследователи говорят о «революции притязаний» среди молодежи. Уровень их радикально повысился с 1990 г., и в результате профессиональные притязания детей значительно превышают то, чего смогли достичь их родители.

В ходе исследования Багдасарьян, Немцова и Кансузян [4] были выявлены три группы студентов, характеризующихся различным уровнем профессиональных притязаний. Была обнаружена общая тенденция, заключающаяся в том, что чем выше уровень профессиональных притязаний у студентов, тем более значимыми в их мотивации получения высшего образования являются следующие детерминанты: стать преподавателем вуза по своей специальности, расширить культурный кругозор, хорошо зарабатывать, материально обеспечивать себя и свою семью, занять высокую руководящую должность, стать учеником и последователем крупного ученого. Относительно низкое место занимает такой мотив, как возможность стать дипломированным специалистом узкой области.

Страницы: 1 2 3

Читайте также:

Формирование социальной адаптации умственно-отсталых детей дошкольного возраста
В процессе формирования социальной адаптации умственно отсталых детей должны решаться следующие задачи: 1. Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков. Основное вни ...

Выводы
Итак, на основании вышеизложенного мы можем сделать определенные выводы. Развитие личности и, в первую очередь, ее духовной сферы связывается с построением ею собственной иерархии ценностей-целей, формируемых под воздействием этнокультур ...

Психологическая портрет страхового агента
Итак, мы подошли к личности страхового агента, т.е. человека заключающего контракты на оказания услуг страхования. Каков психологический портрет успешного работника страховой компании, который выполняет свою работу на радость руководству ...