Таким образом, для реализации целей образования и включения его содержания в контекст образовательного учреждения необходимо иметь в виду три составляющие, которые должны определять специфику подготовки будущего психолога:
· «знаниевая» составляющая, т.е. научные психологические знания об объектах и процессах окружающего мира, способные послужить основой для их привлечения в профессиональной деятельности и жизнедеятельности будущего специалиста;
· профессиональная составляющая, т.е. нормативные представления об основных видах деятельности выпускника;
· образовательная составляющая, т.е. совокупность методических средств и организационных форм взаимодействия обучаемого и преподавателей.
«Деятельностная модель» специалиста отражена в специальном нормативном документе - квалификационных требованиях, т.е. требованиях к уровню профессиональной подготовки выпускника вуза. При этом квалификационные требования (квалификационные характеристики) разрабатываются на специальность (специализацию) комиссиями в составе представителей учреждений, предприятий и организаций, для которых ведется подготовка специалистов данного профиля, и представителей соответствующего вуза.
Учебные планы и учебные программы разрабатываются на основе государственных образовательных стандартов, профессиональных образовательных программ и квалификационных требований к выпускникам вуза по соответствующим специальностям.
Чтение лекционного курса является одним из решающих факторов обучения и воспитания в вузах. Лекция – систематическое, последовательное, монологическое изложение преподавателем учебного материала, как правило, теоретического характера. Лекция является не только формой изложения основного содержания той или иной темы, но и ведущим видом учебной работы. Лекция, в отличие от учебника, может и должна быть актуальной, содержать массу сведений, почерпнутых из различных источников. Лекции позволяют быстро реагировать на изменения в жизни и научные открытия, имеют неограниченную возможность непрерывного обновления и обогащения.
В учебно-воспитательном процессе вуза лекция выполняет несколько функций. Важнейшими из них являются:
· информационно-познавательная – изложение учебного материала по программе, восполнение разрыва между учебником и жизнью, ориентирование на новое в психологической литературе;
· мировоззренческая – формирование научного мировоззрения, точнее – определение его общего идейно-теоретического направления;
· логико-методологическая – формирование творческого мышления студентов, вооружение их методологией научного исследования;
· воспитательная – выработка отношения к жизни человека и общества, объективная оценка событий и явлений в жизни страны и за ее пределами;
· методическая – изложение конкретных рекомендаций по самостоятельному творческому накоплению, углублению и закреплению психологических знаний, ориентирование на научный поиск по актуальным проблемам.
Несмотря на то, что каждая лекция должна в определенной мере выполнять перечисленные функции, она призвана решать также и специфические задачи. Поэтому в процессе преподавания психологии учебным планом может быть предусмотрено чтение различных видов лекций: установочной (вводной), учебно-программной, по спецкурсу, обзорно-итоговой.
Читайте также:
Психологическая защита личности в зарубежной и отечественной психологии
В настоящее время проблема психологической защиты личности получила широкое освещение в зарубежной и отечественной психологии. Общетеоретические и методологические аспекты данной проблемы рассматриваются в рамках классического и эволюцион ...
Психологическая помощь детям, лишённым родительского попечительства
Я хотела бы рассмотреть вопрос психологической помощи детям – сиротам и детям, лишенных родительского попечительства, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа.
Эти дети, как правило, имеют непростые показатели в своем анам ...
Параметры психологической характеристики педагогически запущенных детей
Анкета «Уровень школьной мотивации» Н.Г. Лускановой выявила, что шесть человек – 35% (все девочки) обладают высоким уровнем школьной мотивации. Для этих учащихся характерно развитие познавательных мотивов, они обладают стремлением успешно ...
Навигация сайта