Субъектный подход основан на положениях С.Л. Рубинштейна о субъекте как центре организации бытия и субъектности, проявляющейся через потребность и способность человека самосовершенствоваться. В психологии профессионального развития субъект рассматривается как человек, творящий свою профессиональную биографию.
Субъект, по утверждению К.А. Абульхановой-Славской, является интегрирующей инстанцией деятельности. Он согласует всю систему своих индивидных, психофизиологических, психических и, наконец, личностных возможностей, особенностей с условиями и требованиями деятельности не порциально, а целостным образом[19].
Личность в качестве субъекта, отмечает К.А. Абульханова, осуществляет регуляцию деятельности в настоящем времени: основным функциональным механизмом такой организации, которая приводит в соответствие события, требования, задачи деятельности, с одной стороны, и личностные возможности, состояния, способности – с другой, является механизм саморегуляции.
Концептуальные положения развивающегося профессионального образования. Для профессиональной школы (начального, среднего и высшего) ведущей деятельностью является профессионально-образовательная. Поэтому правомерно ввести термин развивающее профессиональное образование. Реализация этого образования обусловливает необходимость определения ведущих показателей. К ним относятся:
· содержание ведущей деятельности, либо взаимодействие многоплановых видов деятельности, определяющих (детерминирующих) развитие соответствующих новообразований;
· главные психологические новообразования возраста обучающихся;
· содержание и технологии осуществления ведущей деятельности и ее взаимосвязи с другими видами деятельности;
· способы оценки уровня развития главных новообразований.
Рассмотрим эти (основные) смыслопорождающие факторы развивающего профессионального образования.
В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин решающее значение в психическом развитии придавали ведущей деятельности, которая обладает следующими признаками:
· от нее зависят основные психологические изменения в данный возрастной период;
· внутри нее возникают, формируются и перестраиваются частные психические процессы.
То есть, решающую роль в развитии личности они отводили ведущей деятельности. Однако С.Л. Рубинштейн и А.В. Петровский подвергли критике идею ее личностнообразующей функции. Анализируя психологические основания периодизации развития личности, А.В. Петровский обосновывает положение о комплексе взаимозависимых деятельностей, определяющих развитие личности.
Превращение этих деятельностей в личностнообразующую – определяется ее смыслом – субъектно-оценочным, сознательно-избирательным отношением к деятельности.
Личностный смысл деятельности обусловливает ее активность – наиболее крупной единицы психологического анализа жизнедеятельности человека. Уровень активности субъекта деятельности определяет личностно-развивающий характер. Назовем этот вид деятельности доминантным, в отличие от ведущей, которая задается личности системой воспитания и обучения. Становление доминантной деятельности во многом определяется отношением личности к ней, зависит от смысла деятельности. Поэтому одна и та же учебно-профессиональная, социально-профессиональная деятельность в одном случае будет выступать как личностноразвивающая, в другом – как стабилизирующая, а в отдельных случаях и стагнирующая.
Читайте также:
Душевный настрой
Многие страховые договоры завершаются, не успев начаться, из-за психологического состояния, страхового агента. Нет нужного боевого настроя . А какой есть? Вот несколько наиболее частых случаев.
1. Страховой агент сам совершенно не уверен ...
Причины возникновения опасного поведения личности
Под социальными нормами понимаются обусловленные общественным бытием требования, предъявляемые обществом (классом, группой, коллективом) к поведению личности в ее взаимоотношениях с теми или иными общностями и другими людьми, и деятельнос ...
Характеристика выносливости
Наиболее важным двигательным качеством для здоровья является общая выносливость, физиологической основой которой является аэробная функция. Уровень выносливости является одним из основных критериев здоровья и коррелируется с другими показ ...
Навигация сайта