Таблица 1
Задачи развития и типичные для них источники расстройств
Периоды |
Задачи развития |
Типичные социальные источники расстройств |
Раннее детство: 0—3 года |
Адаптация к ритму сон —еда. Формирование привязанности. Формирование речи. Прямохождение. Контроль над функциями выделения. Дифференцирование психосексуальной организации |
Нарушенная интеракция «мать (или тот, кто ее заменяет) — ребенок». Перерывы в интеракциях (переживания разлуки). Слишком мало интеракций |
Дошкольный и школьный возраст: 3—12 лет |
Автономия. Социальная адаптация. Ориентирование на достижения. Приобретение культур ных навыков. Формирование половой роли |
Родители много диктуют и слишком часто наказы- вают. Завышенные или заниженные требования педагогов. Неудача в сфере достижений. Неструктурированная или излишне структу рированная семья |
Подростковый возраст: 12—18 лет |
Поиск идентичности. Адаптация к половому созреванию. Поиск половой идентич- ности. Уход из родительского дома |
Неструктурированная или излишне структу- рированная семья. Табуирование сексуальности. Несоответствующие модели (образцы поведения). Семейные условия, препятствующие автономии |
В возрастной психологии понятие «нормативное (нормальное) развитие» рассматривается как набор статистически определяемых количественных показателей, характеризующих срез психического развития в конкретный возрастной момент. С этих позиций качественные изменения структуры психической деятельности ребенка, иерархия высших психических функций, психологические образования оцениваются как изменяющиеся на границах возрастных периодов. Отсюда закономерно возникает представление, что новообразования, возникающие в возрастных кризисах, практически «неизменяемы» в межкризисные периоды.
На практике оказывается, что такое понятие «нормы» не учитывает разновременность формирования различных функций, тесную взаимосвязь и взаимообусловленность всех психических систем и образований в процессе развития.
Специальная психология предлагает для более четкого определения «нормативного развития» использовать понятие «идеальная программа развития» (Н.Я. и М.М. Семаго). Под этим подразумевается своевременное поступательное формирование взаимосвязанных функций и их систем в условиях их «идеальной» обусловленности генетическими законами и таким же «идеальным» воздействием внешних факторов. Естественно, «идеальная модель» может существовать только как программа развития некоею «идеального» ребенка в идеальных условиях, каждый же конкретный случай имеет индивидуальные различия онтогенеза.
Однако социально-психологический норматив (СПН), предъявляемый обществом к психическому и личностному развитию каждого из его членов, и идеальная модель системы требований социальной общности к личности историчны и меняются вместе с развитием общества.
В образовательном пространстве СПН позволяет выделить определенный разброс количественно-качественных показателей соответствия требованиям, которые вполне реальны — они присутствуют в образовательных программах, в квалификационных профессиональных характеристиках, в общественном мнении учителей, воспитателей, родителей. Благодаря наличию такого разброса показателей, или их «коридора», по одной и той же программе дети обучаются на «отлично» и на «удовлетворительно» — и те и другие соответствуют СПН.
Читайте также:
Личностная готовность
Включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, с ...
Профессиональное самоопределение старшеклассников.
К моменту окончания школы девушки и юноши из многих воображаемых, фантастических профессий должны выбрать наиболее реальные и приемлемые варианты. Психологически устремлённые в будущее, они понимают, что благополучие и успех в жизни, преж ...
Виды социального окружения
Кроме профессиональных типов личности, Холланд выделил 6 видов окружения, в которых действует личность: реалистическое, исследовательское, артистическое, социальное, предпринимательское и конвенциональное.
В каждом виде окружения доминир ...
Навигация сайта