Особенности детского рисунка

Страница 2

Изображение человека. 3,5 - 4 лет

Круг или овал, представляющий в большинстве случаев лицо, непосредственно к голове ребенок присоединяет ноги, так возникает известный рисунок головонога, изображение рук (в виде прямых палок), присоединяющихся либо к голове, либо "растущих" из того же места, что и ноги. Рисунок туловища возникает позже, обычно около 3,5-4 лет. Иногда туловище представлено в виде второго круга (затем овала), расположенного под кругом, обозначающим лицо. Чуть позже на самом лице возникают круги вместо глаз и круг как изображение рта. Иногда рот сразу же изображается черточкой.

5 лет. Появляются уши, брови, шея. Эти детали возникают почти одновременно, присутствует голова с глазами, ртом и носом, туловище, изображается в виде круга, овала, треугольника или четырехугольника, из которого выходят палки-руки и палки-ноги (последние иногда представляют собой "кочерги"). Лишь после этого возникает еще большая детализация изображения, такая, как одежда, пальцы.

Ноги ребенок рисует далеко друг от друга, причем часто они связаны с линией очертания туловища, они приобретают некоторый изгиб, часто даже тогда, когда изображается спокойно стоящий человек. Пропорции головы и тела, как и длина, а также присоединение конечностей, еще не находятся в согласии.

Образ рук начинает наполняться функциональным содержанием: человек на рисунке держит какой-нибудь предмет. На голове появляются прорисованные волосы, иногда оформленные в прическу. Шея становится соизмеримой с головой, а позже и со всем телом. Большее внимание уделяется одежде.

6 - 7 лет Прибавляются такие детали, как уши, волосы. Волосы в большинстве случаев бывают только на очертании головы. Иногда ребенок рисует шляпу, располагая ее над головой или проводя через нее контурную линию головы. Также и первые признаки одежды сопровождаются элементами прозрачности. Фигура мужчины обыкновенно рисуется иначе, чем фигура женщины. Женские фигуры бывают из двух частей, разделенные в талии.

Рисунок на седьмом году характерен, прежде всего, уточнением пропорций. Ноги помещаются ближе друг к другу, руки присоединяются в правильном месте на высоте плеч, появляется намек на шею. Ребенок совершенствует прическу и одежду.

8 лет На восьмом году можно наблюдать переход от рисунка анфас к частичному или полному профилю. Затруднения у детей вызывает присоединение рук. В профильном рисунке показана, как правило, только одна рука. В рисунке анфас совершенствуется изображение ног. В общем, формы закругляются и пропорции объединяются. Формируют при помощи одной непрерывной линии шею, плечо и руку. Руки обыкновенно висят вдоль туловища, а ноги сходятся "в шагу".

9 лет Попытка изобразить в рисунке движение. В профильном рисунке это обыкновенно отображение ходьбы, в рисунке анфас фигура несет, например, сумку. Лицо имеет уже большинство основных черт. Проявляются большие различия между рисунками мальчиков и девочек. Одежда уже характеризуется деталями в виде рукава, выреза, пояса, карманов и т.п. Рисунки все еще остаются плоскостными.

10 - 11 лет Рисунок в десять и одиннадцать лет характеризуется попыткой накладывать тени и придавать форму, попыткой перспективного охвата. Рисунки приобретают объемность и пластичность. В этом возрасте развитие рисунка в общих чертах заканчивается, в последующие годы происходит лишь его совершенствование. Рисунки подростков все больше отражают их интересы, увлечения, переживания и т.п.

Уровень А самый низкий и филогенетически самый древний. У человека он не имеет самостоятельного значения, зато заведует очень важным аспектом любого движения тонусом мышц. Он участвует в организации любого движения совместно с другими уровнями. Уровень А обеспечивает прежде всего тонус руки и пальцев. Правда, есть немногочисленные движения, которые регулируются уровнем А самостоятельно: это непроизвольная дрожь, стук зубами от холода и страха, быстрые вибрато (7 8 гц) в фортепианной игре, дрожания пальца скрипача, удержание позы в полетной фазе прыжка и др. На этот уровень поступают сигналы от мышечных проприорецепторов, которые сообщают о степени напряжения мышц, а также от органов равновесия.

Уровень В. Бернштейн называет его уровнем синергий. На этом уровне перерабатываются в основном сигналы от мышечно-суставных рецепторов, которые сообщают о взаимном положении и движении частей тела. Этот уровень, таким образом, оторван от внешнего пространства, но зато очень хорошо "осведомлен" о том, что делается "в пространстве тела".

Страницы: 1 2 3 4

Читайте также:

Методы, использованные при изучении данного коллектива
При изучении данного коллектива было использовано немного методов, но этого вполне хватило, чтоб понять, что представляет данный коллектив и каждый индивид. Акцентуации характера (приложение 1): По итогам данного теста выяснилось, что ...

Принципы психологической коррекции педагогической запущенности
Психологическая коррекция понимается как «деятельность по исправлению (корректировке) тех особенностей психического развития, кои по принятой системе критериев не соответствуют «оптимальной» модели» [34]. Психокоррекцию возможно также при ...

Особенности межличностного конфликта
В межличностном конфликте каждая сторона стремится отсто­ять свое мнение, доказать другой ее неправоту, люди прибегают к взаимным обвинениям, нападкам друг на друга, словесным оскорб­лениям и унижениям и т.п. Такое поведение вызывает у су ...