Психогенетические исследования психического дизонтогенеза

Другая психология » Психогенетические исследования психического дизонтогенеза

Учебник по психогенетике Равич-Щербо и других авторов – первый, написанный на русском языке, в котором в доступной форме содержатся необходимые психологу сведения по общей генетике, излагается при этом история развития психогенетики за рубежом и в России.

Психогенетика – область знаний, пограничная между дифференциальной психологией и генетикой.

Предмет ее исследований – относительная роль и взаимодействие факторов наследственности и среды в формировании индивидуальных различий по психологическим и психофизиологическим признакам.

В настоящее время в область психогенетических исследований входит и индивидуальное развитие, то есть и механизмы перехода с одного этапа развития на другой, и сами индивидуальные траектории развития.

Работа посвящена одной из ведущих областей – новой – психогенетике индивидуального развития, в частности, его девиантных форм. На всем протяжении существования психогенетики как науки ученые проявляли особое внимание к природе дизонтогенеза – индивидуального развития, выходящего за пределы «норм развития» (в отличие от онтогенеза – индивидуального развития особи, в соответствии с возрастными и социально-культурными нормами).

Рост интереса к исследованию генетических аспектов разных форм дизонтогенеза вполне закономерен в связи с повышением внимания к проблемам детства.

Статистика показывает, что каждый десятый ребенок, проживающий в развитых странах, подвержен риску девиантного модуса развития возможно в какой-то одной из его форм:

А) криминогенное поведение,

Б) Эпизоды депрессии или тревожности,

В) неадекватность умственного, интеллектуального или эмоционального развития.

Цифра очень серьезная: около 10% детей ( по статистике ВОЗ) страдают и будут страдать какой-либо патологией психического развития. За 15 лет в большом количестве исследований изучалась генетика разнообразных форм отклонений от нормального развития в детском возрасте. Эти исследования позволили предположить, что генотип играет значительную роль в формировании более мягких отклонений от нормальной траектории развития.

Возможность использования генетических маркёров, простота и доступность их в обращении дали ученым хороший шанс для детального изучения механизмов генетических влияний.

В этой работе я хочу проанализировать наиболее распространенные формы детского девиантного развития, в этиологии которых существенная роль принадлежит генотипу. Основным критерием в выборе для анализа именно психических нарушений было то, что они в совокупности покрывают спектр от крайне серьезной и редкой формы дизонтогенеза – аутизма до часто встречающегося отклонения, которое можно при желании обнаружить в любой школе – специфической неспособности к обучению.

Между ними находится состояние, пограничное между клиникой и нормой и называемое синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Термин был введен психиатром и психологом Э.Блейером (1857-1939), (Швейцария) для обозначения крайнихформ нарушений контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний, где аутистическое мышление подчинено аффективным потребностям, его произвольная организация нарушена.

Аутизм по традиции связывают с психическими нарушениями при шизофрении. Этот термин «А» употребляется также в неклиническом смысле для обозначения индивидуальных особенностей человека, заключающихся в большей ориентации на внутренние переживания и в большей зависимости мысли от аффективных тенденций. Однако, следует заметить, что при сохранности произвольности все это находится в пределах нормы.(2 с.36)

За последние два десятилетия накоплено большое количество экспериментального материала, свидетельствующего об этиологической самостоятельности детского аутизма, в развитии которого имеют место нейробиологические факторы. Согласно современным международным нозологическим классификациям (МКБ-10 и DSM-IV), «А» относится к устойчивым синдромам нарушения психического развития.

Аутизм как клиническое состояние был впервые описан Л.Каннэром в 1943 году на примере 11 детей, отличавшихся, по его характеристике, а) врожденным недостатком интереса к людям и б) повышенным интересом к необычным неодушевленным предметам. Кстати, ранее Каннэр использовал термин «А» при описании крайней эгоцентричности и отчужденности мышления шизофреников, привел к формированию ошибочных представлений о связи шизофрении и аутизма (А): так, последствиями детского аутизма принято было считать тяжелые формы психиатрических болезней во взрослом возрасте, чаще всего, - шизофрения. Но следует признать, что детский аутизм – этиологически самостоятелен (!)

Первые его проявления наблюдаются, ка правило, вскоре после рождения или в течение первых 5-ти лет жизни.

Читайте также:

Эволюция научных концепций на конфликт
Появившись с первыми человеческими сообществами, кон­фликты представляли собой повседневные явления и длительное время не были объектом научного исследования, хотя отдельные гениальные мысли о них имеются в самых древних источниках, дошед ...

Физическая привлекательность как многомерное явление
Физическая привлекательность – актуальная междисциплинарная проблема. Выступая регулятором всех видов межличностных отношений, она неизбежно влияет на жизнь каждого человека. Несмотря на обилие эмпирических исследований за рубежом, вопрос ...

Физические нарушения и неврологические расстройства
Пороки развития черепа и мозга При олигофрениях часто встречаются самые разнообразные пороки развития, особенно выраженные при идиотии и имбецильности Весьма характерны различные пороки развития черепа-дискрании, обычно сопровождающиеся т ...