Психическое развитие слепого ребенка

Другая психология » Психическое развитие слепого ребенка

Период ожидания ребенка – счастливое время в жизни семьи. Много планов строят супруги, представляя будущего ребенка, ту радость и счастье, которое принесет с собой новый маленький член семьи. Но нет ни одной матери или отца, которые бы мечтали родить слепого ребенка. Совершенно естественно, что известие о слепоте новорожденного, как и о всяком другом заболевании, является серьезным эмоциональным потрясением для всех членов семьи. Они оказываются неподготовленными к его воспитанию, и нужно время, чтобы родители приняли слепоту сына или дочери. Многое зависит от того, когда они узнали о слепоте ребенка. При серьезных изменениях глазного яблока, преломляющих сред и других четких признаках глубокого поражения зрительного анализатора родители узнают о слепоте ребенка в первые дни после его рождения, когда они еще не успели почувствовать своего ребенка. Однако при поражении сетчатки и проводящих путей определить слепоту или степень остаточного зрения в первые дни жизни ребенка не может ни один врач. Только занимаясь с ребенком, играя с ним, родители начинают замечать, что малыш не реагирует на яркие игрушки и предметы. Они обращаются к окулисту за консультацией и узнают о слепоте ребенка, когда они уже не могут представить свою жизнь без этого беспомощного крошечного существа. Слепой ребенок создает новые психологические условия в семье. Перед родителями возникает трудная задача преодоления эмоционального барьера неприятия слепого ребенка с тем, чтобы признать его членом своей семьи. Случаи возникновения эмоционального неприятия слепого ребенка, чувства отчужденности, порой так и не преодоленного членами семьи, встречаются в жизни довольно редко. Чаще любовь и привязанность, возникающие у родителей к ребенку, помогают им преодолеть горе, реально взглянуть на специфические проблемы его воспитания в семье, познакомиться и овладеть специальными приемами и методами воспитательной работы, хотя на первоначальных стадиях развития слепого ребенка, особенно в первые два-три месяца, практически отсутствует специфика в его обучении и воспитании. Задача родителей – развивать у ребенка движения (хватание, отпускание), держание головки, реакции на звук, слово, стремление к звучащей и гладкой игрушке, т. е. все то, что делается и для зрячего. Слепой ребенок с большим успехом осваивает эти навыки с такими же результатами, как и зрячий. И это – воодушевляющий фактор в работе родителей с ребенком.

Воспитывая слепого ребенка, необходимо четко представлять характер зрительного нарушения и возможное течение болезни. Тесная и постоянная связь с детским офтальмологом, его консультации, лечение – необходимое условие воспитания.

Читайте также:

Реориентационный тренинг в кризисных ситуациях
Одна из главных задач реориентационного тренинга - выявление сильных сторон каждого человека, его "экспертных зон". Усилия тренера направлены на то, чтобы помочь человеку ощутить те зоны опыта, в которых он является экспертом, и ...

Практическое применение проективного метода психодиагностики мотивов
На практике была использована методика диагностики мотивации к достижению успеха Т. Элерса. Испытуемый К. набрал 21 балл (бланк ответов – в приложении 1). Согласно интерпретации результатов выявлен очень высокий уровень мотивации к достиж ...

Игра на детских музыкальных инструментах
Этот вид музыкальной деятельности доставляет детям большую радость, привлекает их к музыке, способствует общению друг с другом. Если игра на детских музыкальных инструментах построена на слуховой, т.е. собственно музыкальной, основе как д ...