Психологическое состояние стресса у военных, переживших экстремальный опыт жизни в военных действиях в Чечне

Другая психология » Психологическая помощь военным - участникам боевых действий » Психологическое состояние стресса у военных, переживших экстремальный опыт жизни в военных действиях в Чечне

Страница 1

Военные, пережившие экстремальный опыт жизни в боевых действиях в Чечне, безусловно, также подвергаются психической травме и стрессу. У них развивается посттравматическое расстройство смысла. Военные действия в Чечне можно отнести к экстремальной трансординарной ситуации, так как она предполагает резкий переход из модуса повседневности в неповседневность, изменившуюся реальность. В результате происходит смысловая трансформация. Экстремальная ситуация превращается в травматическую ситуацию.

Но постратравматическое расстройство у военных не следует трактовать, как болезнь. Аномальные трансформации личности в ситуации «ценностно-смыслового несоответствия», диффузии являются экстремальным модусом работы «нормальных», естественных психологических механизмов. Три синдрома трансформации личности в экстремальной ситуации - нормальное развитие, субнормальное развитие (аномалии личности), супернормальное развитие (рост, иллюминация) - отражают три позиции работы личности со своей жизненной ситуацией. Психологический стресс военных к травматическому стрессу, который, однако, может смениться трансординарным ростом. Частыми психическими расстройствами и нарушениями среди воевавших в Чечне можно назвать страх, тревожность, вызванные переживанием утраты или иной смысловой деформации, депрессии, агрессивность. Масштаб расстройств обусловлены тем, что во многих чеченских компаниях солдаты были плохо подготовлены и вооружены, поэтому несли большие потери. Вид смерти вокруг, опасность, постоянная угроза определяли вторжение небытия в бытие, D-смыслов в L-смыслы. Главной причиной массового возникновения деструктивно-стрессовых состояний у российских солдат стало обилие Смерти: изуродованные трупы очень многих еще недавно живых сослуживцев, крики и кровь раненых боевых друзей. Потом в боях возникал «порочный круг» - страшная картина множества убитых и раненых способствовала нарушению психики. Бойцы становились уязвимыми - и оказывались легкой добычей смерти от вражеских пуль, умножая страшные картины, вводившие в эти состояния все новых и новых солдат и офицеров, пока еще живых, но начавших скатываться на роли как бы жертв-смертников. В дальнейшем ситуация изменились и участники последних чеченских компаний в триаде «расстройство-стойкость-рост» имеет тенденцию к восстановлению и позитивному психологическому росту.

В любом случае посттравматический стресс постепенно проходит, но этот процесс ускоряется в ходе реабилитации. На нормализацию психического состояния воина также влияет мотивация к преодолению экстремального опыта в мирной жизни.

Особенности преодоления экстремальной ситуации в первую очередь будут завесить от самой личности военных, их представления об экстремальной ситуации, специфики смысловой работы личности и степени осмысленности жизни. Чем выше осмысленность жизни уцелевшего, тем выше уровень эмоциональной вовлеченности, удовлетворенности самореализацией, интернальности, целеустремленности в преодолении экстремальной ситуации. Динамики социально-психологических характеристик личности у такого человека находится в зависимости от типа представлений человека об экстремальной ситуации, как о событии, которое возможно пережить и вынести из него позитивный опыт для роста.

Для понимания действия преодоления следует рассмотреть явления препятствий в более широком этимологическом поле. Противоречия, с которыми сталкивается человек в переживании экстремальной ситуации, в его сознании могут быть представлены по-разному: в виде кризисов, конфликтов, стрессов, барьеров, препятствий и т.д. Каждое такое противоречие имеет в сознании человека три стороны - когнитивную, аффективную и мотивационную. Когнитивная сторона может осознаваться в виде неопределенности, ошибок, неудач, тупиков, проблем, задач, вопросов. Их общий признак - неопределенность. Аффективная сторона противоречий может быть представлена в виде переживания, беспокойства, опасений, страхов, тревог и др. Их общим признаком может быть беспокойство. Мотивационная сторона противоречий представляется в виде стремлений, влечений, желаний, хотений, волнений и др. Здесь общий признак - стремление.

Страницы: 1 2

Читайте также:

Специфика отклоняющегося развития при тотальном и частичном дефекте
Картина отклоняющегося развития при частичных нарушениях, в сравнении с тотальными расстройствами, значительно сложнее, так как первичный дефект может быть представлен у детей в различной степени. Ярче всего это проявляется в дефектах ана ...

Основные признаки детского аутизма
(1) нарушение социального развития ( отсутствие интереса к контакту с родителями, другими взрослыми, недоразвитие комплекса оживления, эмоциональной привязанности, улыбчивости). (2) отсутствие речи ( неэмоциональность, недоразвитие). (3 ...

Психограмма
1) Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности – профессионально важные качества: - хорошие организаторские способности (в основе лежат такие качества, как твердая воля, целеустремленность, решительность, ...